ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР обр. 1969 года

 
С.В. Кондратьев

 

       Бурное развитие внутреннего водного транспорта в 60-х годах прошлого столетия не могло не отразиться на форменной одежде речного флота. По большому счёту, флот перестал быть речным, появились суда озёрного регистра, суда ледового класса с правом выхода в прибрежное плавание. Речные суда смешанного плавания «река-море» активно осваивали международные линии в Европу и Африку. Всё это потребовало усиления дисциплины на флоте и, как следствие, привело к изменению форменной одежды.
       Так, в 1969 году по ходатайству министерства речного флота выходит постановление Совета Министров РСФСР №282 от 8 мая «О форменной одежде и знаках различия работников речного флота и учащихся речных высших и средних учебных заведений РСФСР».
       С 1969 года значительное изменение претерпевают не только знаки различия работников речфлота, но и форменная одежда (однако описание предметов обмундирования выходит за рамки данной статьи).
       Основным изменением знаков различия явилось введение на флоте погон (наплечных знаков различия). Особенностью погон этого периода было их введение только для начальствующего состава судов заграничного плавания. Очевидно, это связано с наличием погон начальствующего состава торговых флотов других стран. Ношение наплечных знаков различия на территории СССР категорически запрещалось.


Рис. 1
Погоны МРФ 3-й категории


Рис. 2
Погоны МРФ 9-й категории

       Причём надо заметить, что погоны были определены для ношения только на летних костюмах. Погоны (в терминах того времени «наплечные колодки») изготавливались из чёрного приборного сукна с чёрным кантом (по периметру) общей шириной 50 мм и длиной 130 мм. Погоны младшего начальствующего состава (3-я должностная категория) представлены на рисунке 1. На расстоянии 10 мм от нижнего края колодки нашивались установленные для соответствующих должностных категорий нашивки из золотого галуна и эмблемы, штампованные из металла золотого цвета. Погоны выполнялись как цельными, так и с отверстиями для кламмеров металлических эмблем. Такие погоны 9-й должностной категории (капитан судна заграничного плавания) показаны на рисунке 2. Кроме того, в коллекции автора есть погоны 10-й должностной категории тёмно-синего цвета (рисунок 3). Однако на каком предмете форменной одежды носились и для каких должностных лиц были установлены такие погоны автору пока не известно. Надо помнить, что максимальная должностная категория плавсостава может быть только 9-я (капитан судна).


Рис. 3
Погоны МРФ 10-й категории темно-синего цвета

       Однако основными знаками различия командного состава по-прежнему служили нарукавные нашивки из галуна золотого цвета в сочетании с установленными нарукавными эмблемами золотого цвета, нашитыми раздельно на колодки из парусиновой подложки, покрытые приборным сукном в цвет материала костюма. Нашивки располагались на наружной стороне рукава на расстоянии 8 см от нижнего края рукава. Но на кителях их нашивали в 7 мм от верхней строчки обшлага. Нарукавные нашивки изготавливались из галуна золотого цвета длиной 10 см. Однако в коллекциях имеются и нашивки, изготовленные из плёнки ПВХ. Для изготовления нашивок использовался галун шириной в 30 мм, 13 мм и 6 мм. На речном флоте узкие галуны всегда располагались выше широких. Расположение и количество галунов на нарукавных нашивках в зависимости от должностной категории приведено в таблице 1.
       В нарукавных нашивках с верхним галуном шириной 13 мм в средней части галуна, над верхней кромкой нашит выступающий равнобедренный треугольник из этого же галуна высотой 9,5 мм, со сторонами по 13 мм, а понизу галун образует треугольную выемку высотой 4 мм, её сторонами, параллельными сторонам выступающего треугольника.
       В нарукавных нашивках, выполненных из галуна шириной 30 мм в средней части галуна, над верхней кромкой, нашит выступающий равнобедренный треугольник из галуна шириной 13 мм вышеуказанных размеров, а понизу галун образует треугольную выемку высотой 6 мм со сторонами, параллельными сторонам выступающего треугольника.
       В нарукавных нашивках с верхним галуном шириной 6 мм в средней части галуна над верхней кромкой нашит выступающий равнобедренный треугольник из того же галуна высотой 4,5 мм и сторонами по 6 мм, а понизу галун образует треугольную выемку высотой 2 мм и сторонами, параллельными сторонам выступающего треугольника.
       Однако изучение практического изготовления нарукавных нашивок позволяет заметить, что верхний выступающий треугольник методом аппликации изготавливался только на нашивках 10-й категории, у остальных должностных категорий выступ изготавливался методом изгиба галуна (см. рисунок 4).
       Для всего начальствующего состава были установлены нарукавные эмблемы, которые пришивались на 5 мм выше вершины равнобедренного треугольника, выступающего над верхней кромкой верхнего галуна нарукавной нашивки. Эмблемы представляли собой «Штурвал на якоре с боковыми крыльями». Данный знак с этого времени станет символом Речного флота и будет широко использоваться в стране. Выполнялся он по следующему описанию: якорь высотой 24 мм, со скобой диаметром 2 мм, ниже скобы на 11 мм шток толщиной 1 мм и длиной 5 мм, ниже штока на 2 мм расположен обод штурвала диаметром 12 мм, шириной 1,5 мм, с 8-ю спицами толщиной по 1 мм со свободными концами в 1,5 мм за пределами обода. В центре обода ступица диаметром 2,5 мм с золотой блесткой. На уровне внутренней кромки обода расположены боковые укороченные крылья с размахом поверху в 44 мм и понизу 20 мм, причем каждое крыло состоит из пяти перьев шириной по 2 мм каждое.
       Боковые крылья вышиты канителью золотого цвета, а остальные детали эмблемы - мишурой золотого цвета. Однако существуют и эмблемы, выполненные из пвх-плёнки. С большой долей вероятности можно предположить, что такие эмблемы использовались совместно с нарукавными нашивками, выполненными из ПВХ, также, не описанными в приказе. Кроме того, надо заметить, что на флоте в качестве нарукавных эмблем носились и эмблемы, выполненные из металла, предназначенные для ношения на погонах начсостава экипажей судов заграничного плавания. Разновидности нарукавных нашивок и эмблем должностных лиц речного флота обр. 1969 года показаны на рисунке 4.





7-я категория из полихлорвиниловой плёнки (из коллекции О.Козлова)

10-я категория с вышитой эмблемой (из коллекции автора)

9-я категория с металлической эмблемой (из коллекции автора)

12-я категория с вышитой эмблемой (из коллекции автора)

Рис.4


Рис. 4а.
Нарукавный знак 12 категории обр. 1969 г. (из коллекции А.Шишкина)

       Для Министра речного флота РСФСР и его заместителей были установлены специальные нарукавные эмблемы. Для Министра эмблема представляла собой «Большую звезду, наложенную на якорь». Грани большой звезды, вписанной в окружность диаметром 45 мм, вышиты золотой мишурой до образования внутри звезды пятиугольника, вписанного в окружность диаметром 17 мм. В центре пятиугольника расположены перекрещенные серп и молот, вписанные в окружность диаметром 12 мм, рельефно вышитые золотой мишурой. Звезда наложена на якорь высотой 55 мм, вышитый золотой мишурой, со скобой, выступающей над верхним лучом звезды; по бокам луча выступают на 6 мм концы штока якоря. Между нижними лучами звезды расположен конец веретена якоря, а лапы якоря выступают на 10 мм за пределы этих лучей.
       Нарукавные эмблемы заместителей Министра – «Звезда на якоре с боковыми крыльями». Пятиконечная звезда, вписанная в окружность диаметром 20 мм, по периметру обшита золотой канителью 1,5 - 2 мм; в центре звезды расположены перекрещенные серп и молот, вписанные в окружность диаметром 7 мм, вышитые золотой мишурой. Звезда наложена на якорь общей высотой 40 мм, над верхним лучом звезды на 10 мм возвышается скоба диаметром 6 мм, а ниже её расположен шток якоря длиной 10 мм. По обе стороны лучей звезды расположены с размахом поверху 60 мм и понизу 30 мм укороченные крылья, образованные из пяти перьев шириной по 3 мм каждое.
       Вышеописанные нарукавные эмблемы министра и его заместителей также носились над нарукавными нашивками по должностным категориям. Изображения нарукавных эмблем Министра речного флота РСФСР и его заместителей представлены на рисунке 5.

Эмблема Министра на чёрную тужурку (реконструкция Токаря Л.Н.)

Эмблема Зам. министра на чёрную тужурку (из коллекции А.Шишкина)

Рис. 5 – Нарукавные эмблемы Министра речного флота РСФСР и его заместителей

       Для рядового состава были установлены нарукавные знаки в виде штампованной рельефной металлической окружности, по наружному диаметру 50 мм, шириной 5 мм, наложенной на колодку из основного материала костюма на парусиновой подложке. В центре окружности располагалась металлическая золотистая эмблема, в виде двух перекрещенных якорей, а у рядового состава военизированной охраны - две перекрещивающиеся винтовки на якоре, вписанные в квадрат 22х22 мм. При этом надо заметить, что ношение полностью металлических эмблем обнаружить не удалось. Носили в основном эмблемы, выполненные методом наваривания пвх-плёнки или комбинированные: окружность из плёнки и металлические перекрещенные якоря (рисунок 6).





Комбинированная эмблема рядового состава (из коллекции автора)

Эмблема рядового состава из ПВХ-плёнки (из коллекции автора)

Эмблема рядового состава ВОХР из ПВХ-плёнки (из коллекции С.Королёва)

Металлическая эмблема рядового состава ВОХР (из коллекции автора)

Рис. 6 – Нарукавные эмблемы рядового состава речного флота РСФСР обр. 1969 г.


Рис. 7.
Нарукавный знак учащегося первого курса обр. 1969 г. (из коллекции автора)

       Для учащихся учебных заведений речного флота РСФСР были определены нарукавные знаки в виде колодки с нашитыми на неё галунами золотого цвета шириной по 13 мм, изогнутые посредине под углом 125°, обращенные углом вниз; длина сторон угла составляет 30 мм. Расстояние между галунами 5 мм. Количество углов на колодке указывает курс, на котором обучается студент или учащийся. По центру галуна и на уровне верхних его концов крепится металлическая золотистая эмблема речного флота, аналогично принятой в нарукавных знаках рядового состава. Нашивался нарукавный знак на левый рукав на расстоянии 30 мм выше локтевого сгиба. Однако повсеместно в учебных заведениях выдавали для ношения нарукавные знаки, изготовленные из пвх-плёнки (рисунок 7).
       Кроме вышеописанных знаков различия в 1969 году на речном флоте впервые вводятся нагрудные эмблемы, которые носились на всех костюмах. Нагрудная эмблема представляла собой «Штурвал на якоре с боковыми крыльями». Якорь высотой 35 мм со скобой диаметром 6 мм поверху. Ниже скобы на расстоянии 10 мм расположен шток длиной 10 мм, а в центре веретена якоря - обод штурвала диаметром 20 мм, шириной 3 мм, с 8 спицами, каждая шириной по 2 мм и свободными концами в 3 мм за пределами обода.
       В центре обода ступица диаметром 6 мм с золотой блесткой. Боковые - укороченные крылья размахом поверху 70 мм и понизу 35 мм состоят из пяти перьев, каждое шириной по 3 мм. Боковые крылья вышиты канителью золотого цвета, а остальные детали эмблемы - мишурой золотого цвета.
       В нагрудной эмблеме капитана судна в ободе штурвала расположена звезда диаметром 10 мм, вышитая канителью серебряного цвета, с блесткой в центре.
       У механика судна в нагрудной эмблеме вместо штурвала - шестерня, вышитая мишурой серебряного цвета, а внутри её расположен трехлопастной гребной винт, вышитый мишурой золотого цвета, вписанный в окружность диаметром 14 мм, со ступицей диаметром 6 мм. Звезда и гребной винт в эмблемах окантованы шелковой ниткой зелёного цвета.
       Стоит заметить, что нагрудные знаки изготавливались разными способами: вышивались, штамповались из металла и выполнялись из пвх-плёнки. Разновидности исполнения нагрудных знаков из коллекции автора представлены на рисунке 8.





Эмблема капитана судна, вышитая канителью

Металлическая эмблема речного флота

Комбинированная эмблема механика судна

Эмблема речного флота из ПВХ-плёнки

Рис. 8 – Разновидности исполнения нагрудных эмблем речного флота РСФСР обр. 1969г.


Рис. 9
Нагрудная эмблема обр. 1969 г. (из коллекции А.Шишкина)


Рис. 10
Экспериментальный нагрудный знак работников речного флота обр. 1969 г. (из коллекции автора)

       Для ношения на белой тужурке нагрудные эмблемы изготавливались на белом фоне. Такая эмблема представлена на рисунке 9.
       Перед этим были разработаны экспериментальные нагрудные эмблемы, не пошедшие в серию. В коллекции автора есть экспериментальный общий нагрудный знак для работников речного флота, представленный на рисунках 10, 11. В частных коллекциях известны знаки такого же типа, но предназначенные для капитанов судов (с вышитой звездой посередине штурвала).


Рис. 11
Экспериментальный нагрудный знак капитана судна обр. 1969 г. (из коллекции Токаря Л.Н.)





       Таким образом, мы рассмотрели довольно стройную систему знаков различия, существовавшую на речном флоте РСФСР с 1969 года. Без изменений эта система просуществовала вплоть до 1986 года, но это уже совсем другая история.









Выражаю глубокую благодарность Козлову О.Л., Королёву С.Б., Шишкину А.А., Токарю Л.Н за любезно предоставленные изображения и информацию.