Форменная одежда и знаки различия промышленного железнодорожного транспорта 1936-1943гг. Токарь Л.Н.
Промы́шленный тра́нспорт - производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства. С одной стороны, промышленный транспорт является неотъемлемой составной частью производства, а с другой — важнейшим звеном Транспорта общего пользования. Промышленный железнодорожный транспорт в России по установившейся практике включает в себя железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт организаций. Железнодорожный транспорт необщего пользования – это совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество; и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд. Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования; и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Технологический железнодорожный транспорт - железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях этих организаций; и для выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций. По мере развития железнодорожного транспорта в СССР развивался и железнодорожный транспорт промышленных предприятий. В организационном порядке он находился в ведении и подчинении ВСНХ, что затрудняло его управление С момента образования Народного комиссариата тяжелой промышленности вопросам управления железнодорожным транспортом предприятий придавалось большое значение. В связи с этим приказом по НКТП СССР от 7 июня 1936 года № 967 на промышленный железнодорожный транспорт во всех отраслях промышленности, подведомственных НКТП, был распространен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». В статье 15 главы 3 данного Устава работникам оперативных отраслей железнодорожного транспорта (эксплуатации, тяги, пути и связи) при исполнении служебных обязанностей предписывалось быть одетым строго по установленной форме. На основании этой статьи Наркомтяжпром разрабатывает форменную одежду, которую направляет на рассмотрение в комиссию президиума ЦИК СССР по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях, где ее рассматривают и утверждают 4 ноября 1936 года. 8 декабря 1936 года приказом № 1966 Наркомтяжпром утверждает следующую форму одежды: 1. Для рядового и младшего начальствующего состава: а) пальто-реглан двубортное, закрытое (застежка на крючках) с поясом. Пояс черный кожаный, с белой блестящей металлической пряжкой, ниже пояса и над поясом по две металлические пуговицы ; б) гимнастерка на зимнее время из синего сукна армейского покроя и на летнее время гимнастерка того же покроя и цвета, но из хлопчатобумажной ткани. Летом в качестве нетабельного обмундирования допускалась гимнастерка белого цвета. В) брюки-галифе из темно-синего сукна для зимнего времени и из темно-синей хлопчатобумажной ткани для лета. 2. Для начальствующего состава (среднего и высшего: а) пальто-реглан того же образца и цвета, что и для рядового состава, но из материала улучшенного качества; для зимнего времени в качестве нетабельного обмундирования – кожаное пальто с меховым воротником; б) для зимнего времени френч из синего сукна открытый с черным кожаным поясом, имеющим белую металлическую пряжку, на четырех пуговицах того же металла, что и пряжка, летом френч шился из легкой шерстяной ткани. К френчу полагалась белая рубашка с темным галстуком. в) брюки навыпуск английского покроя (с манжетами внизу) из темно-синего сукна или легкой шерстяной ткани; г) как нетабельное обмундирование начальствующему составу разрешалось носить в летнее время белые брюки навыпуск и белый китель с отложным воротником. Головным убором на зимнее время служила шапка-финка темно-синего сукна, отделанная коричневым мехом, и фуражка армейского покроя, темно-синего цвета с черным кожаным лакированным козырьком и подбородным ремнем. Для начальствующего состава фуражка шилась из сукна, для рядового – из хлопчатобумажной ткани. Летом – фуражка белого цвета.
Знаком для головного убора являлась эмблема ведомства представляющая собой изображение позолоченного железнодорожного состава, двигающегося мимо расположенных на голубом фоне доменных печей и кауперов малинового цвета. Для различия начальствующего состава по должностям были введены нарукавные клапана со знаками различия и эмблемой ведомства. Нарукавные знаки нашивались на обоих рукавах ниже локтя. В верхней части клапана нашивалась эмблема ведомства, а в нижней части – поле цвета по роду служб ( синее – для паровозной и вагонной служб, желтое для связи, зеленое – для пути и малиновое – для эксплуатационной), на котором прикреплялись знаки различия по должностям, представляющие собой металлические, покрытые красной эмалью углы, шестиугольники и звездочки.
Рисунки автора Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено и положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия. Данная форма просуществовала до 1943 года, когда на работников промышленного железнодорожного транспорта была распространена форменная одежда и знаки различия общего железнодорожного транспорта. Этот принцип существует и по сегодняшний день. |