Форменная одежда для воспитанников технических железнодорожных училищ Министерства Путей Сообщений (обр. 1887 г.)

 Королев С.Б.

 

Форма воспитанников технических железнодорожных училищ в кафтанах и в плаще (в центре)

 

         Тема по форменной одежде Министерство путей сообщения весьма популярна как среди коллекционеров, так и среди людей, интересующихся историей ведомственного мундира. Это одно из немногих ведомств царской России, про которое существует больше всего публикаций, в которых описываются и знаки, и форма служащих. Однако тема форменной одежды учебных заведений Министерствапутей сообщения не нашла своего достаточного отражения. Начатую в «Мундире» №2 тему по форме студентов хотелось бы продолжить описанием форменной одежды для воспитанников технических железнодорожных училищ Министерство путей сообщения. Это вызвано тем, что встречается большое количество фотографий воспитанников этих училищ, с атрибутированием которых у их владельцев возникают трудности. Вместе с тем, эти фотографии представляют прекрасный материал для изучения.

         В 1886 г. по предложению Министра Путей сообщения, Посьета К.Н., в составе Министерства путей сообщения были учреждены Учебный отдел и инспекция по заведыванию учебными заведениями Министерства путей сообщения. Технические железнодорожные училища, которые ранее были созданы при различных железнодорожных обществах, были переданы в непосредственное ведение Министерства путей сообщения и подчинялись ближайшей окружной инспекции по училищам. Было утверждено Положение о технических железнодорожных училищах Министерства путей сообщения[1]. К 1914 г. было создано 42 технических железнодорожных училища, в которых обучалось 4105 воспитанников[2].

 
 

Воспитанник Технического железнодорожного училища в форме для практических занятий

         В училищах готовили второстепенных техников для железнодорожной службы: машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров и др. В них принимались преимущественно дети железнодорожных служащих. В ученики принимались только русские подданные в возрасте от 14 до 17 лет, которые окончили полный курс обучения в двухклассных сельских, уездных или городских училищах Министерства Народного просвещения или церковно-приходских училищах. Для поступления требовалось сдать вступительный экзамен.

Обучение продолжалось 3 года и состояло из 3-х годичных курсов. В обучении основной упор делался на прикладные предметы: практика железнодорожного дела, начальные сведения по строительству и телеграфии, слесарное, кузнечное и столярное ремесла и пр. Обучение было платным. Ученики, окончившие полный курс, распределялись на двухлетнюю железнодорожную практику для получения практических навыков в выбранной специальности. После успешного прохождения практики ученики имели право на занятие должностей второстепенных техников железнодорожной службы.

В 1887 г. для воспитанников была утверждена единая форменная одежда.[3]

Кафтан  из сукна черно-серого цвета военного покроя со стоячим воротником, который застегивался без пуговиц на крючках. По воротнику, борту и обшлагам рукавов шла зеленая выпушка. Число выпушек на рукавах соответствовало классу, в котором находился ученик. В углах воротника крепились металлические эмблемы той железной дороги, при которой состояло училище. В самом описании цвет эмблем не указан, но с большой вероятностью можно предположить, что эмблемы были серебристые.

Шаровары из серо-синего сукна. Носились навыпуск, а во время практических работ – заправленными в сапоги.

 

Пряжка ремня воспитанников Технических железнодорожных училищ

 

Ремень из черной лакированной кожи, с железной вороненой пряжкой со сквозными прорезными буквами «ЖД». Единого образца написания букв не было. Иногда также носились пряжки с аббревиатурой «ТЖДУ» - техническое железнодорожное училище.

Фуражка из черного сукна с зелеными выпушками вокруг околыша (по верхнему и нижнему краям)[4], с козырьком. На тулье крепилась посеребренная эмблема – перекрещенные топор и якорь.

Плащ (шинель)  военного покроя из темно-серого солдатского сукна. Застегивался на крючках. По воротнику и обшлагам шли зеленые выпушки. В углах воротника крепились металлические эмблемы той железной дороги, при которой состояло училище.

Рубашка покроя гимнастической рубахи из черной хлопчатобумажной материи. Предназначалась для ношения в классах, мастерских и на летних практических занятиях и работах.

Воспитанник 1-го класса Луганского ТЖДУ Воспитанник ТЖДУ в рубашке и фуражке Воспитанник ТЖДУ Воспитанник ТЖДУ
<Увеличить> <Увеличить> <Увеличить> <Увеличить>
       

Воспитанник Борисоглебского ТЖДУ

Группа воспитанников ТЖДУ

Воспитанник 2-го класса ТЖДУ в плаще

<Увеличить> <Увеличить> <Увеличить>

На черно-белых фотографиях форму воспитанников зачастую путают с формой кондукторов обр. 1878 г. (особенно, если персонаж на фото без головного убора). Разница в форме на первый взгляд не очень заметна. Основными видимыми отличиями являются покрой кафтана и воротник. Кондукторы застегивали одежду налево, а учащиеся направо; у кондукторов кафтан со скошенным воротником без эмблем, а у воспитанников воротник, закругленный с гербом дороги. Кроме того, черный кондукторский кафтан с малиновой выпушкой на черно-белой фотографии выглядит гораздо темнее, чем черно-серый с зеленой выпушкой у воспитанников.

Как можно судить по датировкам подписанных фотографий воспитанников, эта форма просуществовала в неизменном виде до самого конца существования самих училищ.

В 1912 г. в ведении Министерство путей сообщения появился новый тип училищ – Железнодорожные училища службы движения, в которых готовили второстепенных агентов для службы движения: коммерческих конторщиков, весовщиков, таксировщиков, кассиров, начальников станций и пр. Эти училища считались начальными и срок обучения в них составлял 2 года, после чего предусматривался год практики. Учащиеся также носили форменную одежду, утвержденную Министром путей сообщения. Эта форма отличалась от формы воспитанников ТЖДУ и ей будет посвящена отдельная тема.


 

[1] 7 апреля 1886 г., ПСЗРИ №3611

[2] Цифры с сайта РЖД.

[3] 30 августа 1887 г., ПСЗРИ №4690

[4] В книге Балтрашевич М.А.(«Железнодорожный форменный костюм») указывается, что выпушка также шла и по верху тульи. Однако в утвержденном описании про такую выпушку не говорится. Интересно отметить, что на некоторых фотографиях у учеников встречается фуражка с 3 кантами. Такое встречалось нередко, когда ученики вместо положенной фуражки с 2 кантами покупали себе фуражки Техников путей сообщения с 3 кантами (по положению 24 авг. 1904 г.). Хотя у техников и указано сукно темно-зеленое, но в том же положении оно "расшифровывается" как "черный с зеленым отливом", т.е. близко к черному сукну фуражек учеников. Использование студенческих фуражек институтов путей сообщения было маловероятно, т.к. там околыш был бархатный.

[5] 3 технических ЖД училища (в Киеве, Одессе, Бендерах)