К вопросу об организации ВОХР ВСНХ РСФСР в период 1927-29гг.

Ерин Д.А.

Обеспечение охраны государственной собственности от преступных посягательств, не зависимо от формы правления и политического режима, всегда оставалось одной их основных задач, не только специально уполномоченных на то органов, но и администрации предприятий и учреждений, осуществляющих различные виды хозяйственной деятельности.

К концу 20-х годов XX века в РСФСР функции обеспечения экономической безопасности социалистического государства возлагались на органы ОГПУ, Рабоче - Крестьянскую милицию и   ВСНХ.

Не смотря на то, что в структуре РКМ, на основании Постановления СНК РСФСР от 6-го февраля 1924 года «О ведомственной милиции», и приказа Начальника ЦАУ НКВД от  27 февраля 1924 года № 55/с (Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ), ф.393, оп.43(а), д.277, лл.18-18(об).), была создана ведомственная милиция, основной задачей которой являлась  «…охрана разного рода имущества, принадлежащего государственным предприятиям, а также частным предприятиям, имеющим государственное значение…» (ГАРФ, ф.393, оп.43(а), д.548, л.21.), к концу 20-х гг. так и не сложилось единой системы охраны государственной собственности.

Не достаточно четкое урегулирование отечественным законодателем целого ряда вопросов относящихся к организации ведомственной милиции, а именно, добровольный характер ее формирования для охраны предприятий и учреждений, привел к тому, что во второй половине 20-х годов в РСФСР охрану имущества предприятий и учреждений ВСНХ осуществляли как ведомственная милиция, так и вольнонаемные сторожа.

 Кроме того, руководство ВСНХ РСФСР, отказывалось заключать с НКВД генеральное соглашение на охрану своих предприятий мотивируя свое решение значительными материальными затратами на содержание ведомственной милиции. Такая позиция ВСНХ привела к тому, что значительное количество предприятий продолжало охраняться сторожами. Причем, сторожа не имели права на ношение нарезного огнестрельного оружия, что в условиях сложной криминогенной ситуации в стране, фактически, ставило под сомнение эффективность надежной охраны имущества фабрик, заводов и учреждений от различного рода хищений и иных преступных посягательств.

Усилия руководства ВСНХ и ОГПУ, которое стремилось сосредоточить в своих руках все военизированные формирования, в том числе и милицию, а также  стремление ограничить влияние НКВД на внутреннюю политику, нашли свое отражение в «Положение о военизированной охране промышленных предприятий и госучреждений», Принятом СНК СССР 12 мая 1927 года. На основании которого, ВСНХ и его подразделениям на местах разрешалось формировать вооруженные  военизированные команды для охраны предприятий.

«Положение» устанавливало, что основная роль в организации военизированной охраны принадлежит ОГПУ, территориальные органы которого, а также представители УПО и ГУПО, и войск ОГПУ, наделялись не только правом формирования команд ВОХР, но и контроля за организацией несения службы на охраняемых предприятиях и учреждениях. Причем, команды исключались из подчинения местным гарнизонам РККА, а права и обязанности начальника гарнизона, в отношении команд военизированной охраны, возлагались на директоров соответствующих предприятий (заводов, фабрик, трестов и ведомств). Органы НКВД устранялись от обеспечения охраны промышленных объектов, с постепенной заменой на подразделения военизированной охраны.

Стремясь создать такую структуру, которая была бы максимально приближена к армейской, ОГПУ разработало целый комплекс мероприятий, направленных на придание военизированной охране статуса не уступающего милиции.

В первую очередь были разработаны штаты команд военизированной охраны (Приложение №1), причем предлагалось вооружить их не только винтовками и револьверами, но и пулеметами. Проект штатов предполагал дифференцированный подход, в основе которого лежал характер выпускаемой предприятием продукции, территория занимаемая им, а также стратегическая важность объекта для обеспечения обороноспособности государства.

Во вторую очередь ОГПУ предлагало установить, что военизированная охрана является резервом РККА и «…хотя бы стрелки и начальники охраны не являются формально красноармейцами, но считаются военнослужащими по найму и по подписке на определенный срок…», с наделением стрелков и начсостава ВОХР правами соответствующими различным категориям военнослужащих РККА (Приложение №2).

 Кроме того, на междуведомственном совещании при ГУПО ОГПУ по организации военизированной охраны с участием представителей ОГПУ, ВСНХ, НКВД, НКФ, НКТ, НКПиТ и  Центросоюза, состоявшемся 10 июня 1927 года, протоколом № 274609/по, было принято решение установить для военизированной охраны единую форму одежды (ГАРФ, ф.393. оп.43(а), д.1622, л.226.). 15 июля 1927 года Главное управление Пограничной охраны и ВОГПУ, совместно с Главным управлением РККА, представило в ЦАУ НКВД РСФСР проект «Форма петлиц для гимнастерки и шинели, и знаки различия для личного состава военизированной охраны» (Приложение №3). Вместе с тем, хотелось бы отметить, что  автор не располагает достоверными сведениями о воплощении этого проекта в жизнь.

  Не акцентируя внимания, на особенностях формирования военизированной охраны ВСНХ на местах и по отдельным наркоматам, в течение 1927-29гг., необходимо отметить, этот процесс протекал сложно и неоднозначно. Длительное время наркоматы не представляли в ЦАУ НКВД РСФСР списки предприятий и учреждений, в первую очередь имеющих стратегическое значения и подлежащих передаче под охрану ВОХР ВСНХ. Исключение составили только электростанции и водопроводные сооружения в ряде городов, где на основание циркуляра ЦАУ НКВД РСФСР «О формировании военизированной охраны» №233/44/с от 20 июня 1927 года, ведомственная милиция заменялась на военизированную охрану (ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д.1622, л.216), с последующим  разъяснением объектов имеющих государственное значение, в циркуляре НКВД №266/51/с от 14 июля 1927 года в котором,  указывался перечень городов, где предусматривалось возложение охраны на ОГПУ только электростанций и городских водопроводов (ГАРФ, ф.393, оп.43(а), д.1607, л.31. (охрана водопроводных сооружений -в гг. Архангельск, Брянск, Грозный, Краснодар, Ленинград, Москва, Н.Новгород, Новгород, Новороссийск, Иваново-Вознесенск, Псков, Ростов на Дону, Самара, Саратов, Смоленск, Тула; охрана электростанций - в гг. Архангельск, Владивосток , Златоуст,  Казань, Краснодар, Ленинград, Москва, Мурманск, Ростов на Дону, Самара, Саратов, Свердловск Ярославль, Тула, Смоленск, Омск, Псков, Новороссийск).).

Таким образом, необходимо отметить, что органы ГПУ и ВСНХ РСФСР, инициировав создание ВОХР, приняли самое непосредственное участие в организационно-правовом обеспечении формирования системы охраны предприятий имеющих государственное значение. Это выразилось в разработке различных проектов, устанавливающих не только организационные формы ВОХР, но и регулирующих все аспекты деятельности, включая разработку особой формы одежды и знаков различия. 

 

Приложение №1

 

Штаты команд военизированной охраны предприятий и сооружений

(Проект)

 

Составлена по материалам: ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.1622, л.220.

 

Команда в составе

взвод

рота

батальон

В составе

отделения

2-х взводов

2-х рот

 

2-х отделений

3-х взводов

2-х рот

 

3-х отделений

4-х взводов

 

 

4-х отделений

 

 

 

5-ти отделений

 

 

 

Приложение №2

Права личного состава военизированной охраны в соответствии с категориями военнослужащих на основании Дисциплинарного Устава РККА

(Проект)

Составлена по материалам: ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.1622, л.201.

Военизированная охрана

РККА

1

стрелок

красноармеец

2

Помощник начальника команды взводного состава и помкомвзвода

помкомвзвода

3

старшина

старшина

4

Начальник команды взводного состава

Командир взвода

5

Помощник начальника команды ротного состава

Помощник командира роты

6

Начальник команды ротного состава, командир роты, помощник начальника команды батальонного состава

Командир роты

7

Начальник команды батальонного состава и помощник инспектора треста

Командир батальона

8

Инспектор охраны треста, ведомства, помощник начальника охраны ведомства

Командир полка

9

Начальник охраны ведомства

Командир дивизии

 

Приложение №3

 

Форма петлиц для гимнастерки и шинели, и знаки различия личного состава военизированной охраны

 

(Проект) 

 

(ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д. 1622 ,л л.192,193.)

СТРЕЛОК ПОМ. К-РА ВЗВОДА НАЧАЛЬНИК КОМАНДЫ РОТНОГО СОСТАВА
  Два угольника из узкой тесьмы белого цвета Три угольника из узкой тесьмы белого цвета
НАЧАЛЬНИК КОМАНДЫ БАТАЛЬОННОГО СОСТАВА ИНСПЕКТОР ОХРАНЫ ТРЕСТА ИНСПЕКТОР ОХРАНЫ ВЕДОМСТВА
Один угольник из узкой тесьмы золотого цвета Один угольник из широкой тесьмы золотого цвета Один угольник из широкой тесьмы и один угольник из узкой тесьмы золотого цвета

1.Необходимо обратить внимание. что знаки различия не соответствовали категориям л/с ВОХР указанным в Приложении №2.)

2.Приборное сукно – оранжевого цвета, окантовка - синяя.