К вопросу об организации ВОХР ВСНХ РСФСР в период 1927-29гг. Ерин Д.А. Обеспечение охраны государственной собственности от преступных посягательств, не зависимо от формы правления и политического режима, всегда оставалось одной их основных задач, не только специально уполномоченных на то органов, но и администрации предприятий и учреждений, осуществляющих различные виды хозяйственной деятельности. К концу 20-х годов XX века в РСФСР функции обеспечения экономической безопасности социалистического государства возлагались на органы ОГПУ, Рабоче - Крестьянскую милицию и ВСНХ. Не смотря на то, что в структуре РКМ, на основании Постановления СНК РСФСР от 6-го февраля 1924 года «О ведомственной милиции», и приказа Начальника ЦАУ НКВД от 27 февраля 1924 года № 55/с (Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ), ф.393, оп.43(а), д.277, лл.18-18(об).), была создана ведомственная милиция, основной задачей которой являлась «…охрана разного рода имущества, принадлежащего государственным предприятиям, а также частным предприятиям, имеющим государственное значение…» (ГАРФ, ф.393, оп.43(а), д.548, л.21.), к концу 20-х гг. так и не сложилось единой системы охраны государственной собственности. Не достаточно четкое урегулирование отечественным законодателем целого ряда вопросов относящихся к организации ведомственной милиции, а именно, добровольный характер ее формирования для охраны предприятий и учреждений, привел к тому, что во второй половине 20-х годов в РСФСР охрану имущества предприятий и учреждений ВСНХ осуществляли как ведомственная милиция, так и вольнонаемные сторожа. Кроме того, руководство ВСНХ РСФСР, отказывалось заключать с НКВД генеральное соглашение на охрану своих предприятий мотивируя свое решение значительными материальными затратами на содержание ведомственной милиции. Такая позиция ВСНХ привела к тому, что значительное количество предприятий продолжало охраняться сторожами. Причем, сторожа не имели права на ношение нарезного огнестрельного оружия, что в условиях сложной криминогенной ситуации в стране, фактически, ставило под сомнение эффективность надежной охраны имущества фабрик, заводов и учреждений от различного рода хищений и иных преступных посягательств. Усилия руководства ВСНХ и ОГПУ, которое стремилось сосредоточить в своих руках все военизированные формирования, в том числе и милицию, а также стремление ограничить влияние НКВД на внутреннюю политику, нашли свое отражение в «Положение о военизированной охране промышленных предприятий и госучреждений», Принятом СНК СССР 12 мая 1927 года. На основании которого, ВСНХ и его подразделениям на местах разрешалось формировать вооруженные военизированные команды для охраны предприятий. «Положение» устанавливало, что основная роль в организации военизированной охраны принадлежит ОГПУ, территориальные органы которого, а также представители УПО и ГУПО, и войск ОГПУ, наделялись не только правом формирования команд ВОХР, но и контроля за организацией несения службы на охраняемых предприятиях и учреждениях. Причем, команды исключались из подчинения местным гарнизонам РККА, а права и обязанности начальника гарнизона, в отношении команд военизированной охраны, возлагались на директоров соответствующих предприятий (заводов, фабрик, трестов и ведомств). Органы НКВД устранялись от обеспечения охраны промышленных объектов, с постепенной заменой на подразделения военизированной охраны. Стремясь создать такую структуру, которая была бы максимально приближена к армейской, ОГПУ разработало целый комплекс мероприятий, направленных на придание военизированной охране статуса не уступающего милиции. В первую очередь были разработаны штаты команд военизированной охраны (Приложение №1), причем предлагалось вооружить их не только винтовками и револьверами, но и пулеметами. Проект штатов предполагал дифференцированный подход, в основе которого лежал характер выпускаемой предприятием продукции, территория занимаемая им, а также стратегическая важность объекта для обеспечения обороноспособности государства. Во вторую очередь ОГПУ предлагало установить, что военизированная охрана является резервом РККА и «…хотя бы стрелки и начальники охраны не являются формально красноармейцами, но считаются военнослужащими по найму и по подписке на определенный срок…», с наделением стрелков и начсостава ВОХР правами соответствующими различным категориям военнослужащих РККА (Приложение №2). Кроме того, на междуведомственном совещании при ГУПО ОГПУ по организации военизированной охраны с участием представителей ОГПУ, ВСНХ, НКВД, НКФ, НКТ, НКПиТ и Центросоюза, состоявшемся 10 июня 1927 года, протоколом № 274609/по, было принято решение установить для военизированной охраны единую форму одежды (ГАРФ, ф.393. оп.43(а), д.1622, л.226.). 15 июля 1927 года Главное управление Пограничной охраны и ВОГПУ, совместно с Главным управлением РККА, представило в ЦАУ НКВД РСФСР проект «Форма петлиц для гимнастерки и шинели, и знаки различия для личного состава военизированной охраны» (Приложение №3). Вместе с тем, хотелось бы отметить, что автор не располагает достоверными сведениями о воплощении этого проекта в жизнь. Не акцентируя внимания, на особенностях формирования военизированной охраны ВСНХ на местах и по отдельным наркоматам, в течение 1927-29гг., необходимо отметить, этот процесс протекал сложно и неоднозначно. Длительное время наркоматы не представляли в ЦАУ НКВД РСФСР списки предприятий и учреждений, в первую очередь имеющих стратегическое значения и подлежащих передаче под охрану ВОХР ВСНХ. Исключение составили только электростанции и водопроводные сооружения в ряде городов, где на основание циркуляра ЦАУ НКВД РСФСР «О формировании военизированной охраны» №233/44/с от 20 июня 1927 года, ведомственная милиция заменялась на военизированную охрану (ГАРФ, ф. 393, оп. 43(а), д.1622, л.216), с последующим разъяснением объектов имеющих государственное значение, в циркуляре НКВД №266/51/с от 14 июля 1927 года в котором, указывался перечень городов, где предусматривалось возложение охраны на ОГПУ только электростанций и городских водопроводов (ГАРФ, ф.393, оп.43(а), д.1607, л.31. (охрана водопроводных сооружений -в гг. Архангельск, Брянск, Грозный, Краснодар, Ленинград, Москва, Н.Новгород, Новгород, Новороссийск, Иваново-Вознесенск, Псков, Ростов на Дону, Самара, Саратов, Смоленск, Тула; охрана электростанций - в гг. Архангельск, Владивосток , Златоуст, Казань, Краснодар, Ленинград, Москва, Мурманск, Ростов на Дону, Самара, Саратов, Свердловск Ярославль, Тула, Смоленск, Омск, Псков, Новороссийск).). Таким образом, необходимо отметить, что органы ГПУ и ВСНХ РСФСР, инициировав создание ВОХР, приняли самое непосредственное участие в организационно-правовом обеспечении формирования системы охраны предприятий имеющих государственное значение. Это выразилось в разработке различных проектов, устанавливающих не только организационные формы ВОХР, но и регулирующих все аспекты деятельности, включая разработку особой формы одежды и знаков различия.
Приложение №1
Штаты команд военизированной охраны предприятий и сооружений (Проект)
Составлена по материалам: ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.1622, л.220.
Приложение №2 Права личного состава военизированной охраны в соответствии с категориями военнослужащих на основании Дисциплинарного Устава РККА (Проект) Составлена по материалам: ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д.1622, л.201.
Приложение №3
Форма петлиц для гимнастерки и шинели, и знаки различия личного состава военизированной охраны
(ГАРФ, ф. 393, оп.43(а), д. 1622 ,л л.192,193.)
1.Необходимо обратить внимание. что знаки различия не соответствовали категориям л/с ВОХР указанным в Приложении №2.) 2.Приборное сукно – оранжевого цвета, окантовка - синяя. |