Особенности повседневных погон обр. 1943 г. с полем из цельнотканого металлизированного галуна.

А. Сорокин

 На сегодняшний день существует единственное серьезное исследование повседневных погон офицеров обр. 1943 г. Это широко известный труд Кибовского А.В., Степанова А.Б. и Цыпленкова К.В. Униформа российского военного воздушного флота. Т.2. Ч.1. (1935-1955). М., 2007. Однако в силу определенных причин и эта замечательная работа не дает ответов на все вопросы. В ближайшее время в журнале «Петербургский коллекционер» должна выйти статья, в которой автор настоящей статьи предпринял попытку своеобразной классификации повседневных погон офицеров обр. 1943 г. Однако, как это часто бывает – «хорошая мысля, приходит опосля». Уже после того, как статья была сдана в набор, появилось желание её дополнить. На страницах «Мундира», автор и будет это делать.

 В этой статье будут рассмотрены особенности такой разновидности повседневных погон офицеров обр. 1943 г., как погоны с полем из цельнотканого металлизированного галуна. Причем замечу, что анализ этой разновидности погон, как и многих остальных в дальнейшем, автор производит только на основе выдержек из Технической документации, опубликованных в вышеназванной книге, пособия по изготовлению погонов 1944 года издания и личного опыта. Ибо уверен, что в ближайшем обозримом будущем ознакомиться в полном объеме с технической документацией по изготовлению знаков различия военнослужащих 1940-х гг. у автора возможности не будет.

 Как известно, погоны с таким полем выпускались, начиная с 1943 г. параллельно с погонами с полем из составного и цельнотканого полушелкового галуна. Разумеется, в силу запущенного состояния золототканого производства, количество изготовленных погон с цельнотканым металлизированным галуном в общей массе в начале составляло незначительную часть. Однако в технических условиях, утвержденных 24 января 1943 г. ясно указывалось на то, что такой галун должен стать основным. И уже с апреля 1943 г. погоны с жаккардовым галуном, как шелковым, так и металлизированным, выпускались в равном объеме.

 В технических условиях ТУ ТК ГИУ КА от 3 мая 1943 г. № 0776 было дано описание галуну золоченому и серебреному цельнотканому: «Галун жаккардовый представляет собой ленту, выработанную на ленто-ткацких станках из натурального крученого шелка и хлопчатобумажной пряжи в основе и металлической золоченой или посеребренной нити (волоки) по утку. (…) Галуны изготавливаются с просветами из цветного натурального шелка.»

На сегодня известно принципиально по две разновидности такого жаккардового металлизированного галуна для старших и для младших офицеров.

Погон капитана кавалерии Красной армии обр. 1943 г. с цельнотканым металлизированным галуном сложного, собственно жаккардового, рисунка.

Погон инженер-полковника инженерно-артиллерийской службы Красной армии обр. 1943 г. с цельнотканым металлизированным галуном сложного, собственно жаккардового, рисунка.

Погон старшего лейтенанта интендантской службы Красной Армии обр. 1943 г. с цельнотканым металлизированным галуном упрощенного рисунка.

Погон майора пехоты Красной Армии обр. 1943 г. с цельнотканым металлизированным галуном упрощенного рисунка.

<Увеличить>

<Увеличить>

<Увеличить>

<Увеличить>

 Особенностью погон из цельнотканого металлизированного галуна являлось то, что их нижняя сторона (подбой) изготавливалась из приборного сукна одного цвета с кантом. И края суконной подкладки являлись одновременно кантом.

Забегая вперед, замечу, что для погон из цельнотканого шелкового галуна такая технология в массовом порядке стала применяться с апреля 1946 г.

Картонная прокладка приклеивалась на изнанку подбоя так, что бы края подбоя равномерно располагались по периметру прокладки. Затем суконные края подбоя обгибали картонную прокладку и приклеивали к ней, используя специальные технические приемы, обеспечивающие равномерное прилегание уже фактически канта, к картону. После пристрачивалась перемычка, как правила из сукна с подкладкой из бязи. Допускалось использование перемычки из хлопчатобумажной замши цвета хаки, опять же со вторым слоем из бязи. Галун и полухлястик притачивались/прикреплялись уже в конце. Для образования канта галун располагался на расстоянии 2, 5 мм от боковых сторон корпуса. Полухлястик мог изготавливаться из той же ткани, что и перемычка. Но могли использоваться и другие материалы, типа двух слоев крашеной бязи.

Обратные стороны погон офицеров Красной Армии обр. 1943 г. с полем из цельнотканого металлизированного галуна с различными вариантами перемычек и полухлястиков.

<Увеличить>

 

 
Погон капитана административной службы Красной Армии обр. 1943 г. с полем из металлизированного галуна из заменителя серебра.  

<Увеличить>

 

Разумеется, в ходе массового производства в условиях срочного заказа, учитывая, что погоны изготавливались множеством предприятий, происходило достаточно много отклонений от технических условий. Но все они носили, как правило, не принципиальный характер.

Заканчивая статью, нельзя не упомянуть еще одну разновидность таких погон: погоны с галуном из заменителя золота (серебра).

В ходе войны неоднократно предпринимались попытки уйти от золота и серебра, использовавшегося при изготовлении металлизированного галуна. Доходило дело даже до опытной носки погон с металлизированным галуном из латуни. Но реальное применение латунного погонного галуна было положено в 1946 г. Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1800-779с от 15 августа 1946 г. «О производстве погонов из заменителей золота и серебра и проведение опытной носки», была изготовлена опытная партия погон в количестве 10 000 пар с галуном из сплава ЛА-85-05 (заменитель золота) и 5 000 пар из сплава АК-1 (заменитель серебра). Опытная носка осуществлялась зимой 1946 – 1947 гг. Скорей всего эти погоны были изготовлены в соответствии с ТУ ТК ГИУ ВС от 9 октября 1946 г. № 1486. Т.е., погоны были шестиугольными, с трапециевидным верхом. Однако встречаются такие погоны и пятиугольные.