Портовая полиция: история и символика

С.А.Лазарев

      В конце XIX века в приморских портах (Петербургском, Рижском, Одесском и Николаевском) была создана портовая полиция. Ее целью было наблюдение за торговым мореходством и морскими промыслами, как на пристанях, так и на всем морском прибережье.
      Заведование портовой полицией было возложено на портовое управление, во главе которого стоял капитан над портом, а также на портовые присутствия, членами которых состояли губернатор или градоначальник (председатель), капитан над портом, представители разных казенных учреждений, городского управления и купечества.
      В военных портах портовая полиция находилась в ведении военно-морского начальства.
      3 июня 1894 года «Государь Император Высочайше соизволил утвердить:
            а) положение о портовой полиции в военных портах Империи, и
            б) штат сей полиции в военных портах: Кронштадтском, Санкт-Петербургском, Николаевском, Севастопольском и Владивостокском» (1).

Рис.1.
Форменная пуговица, употреблявшаяся до 1904 года

Рис.2.
Форменная пуговица, употреблявшаяся после 1904 года

      В соответствии с «Положением о портовой полиции в военных портах Империи», охрана адмиралтейств, верфей, гаваней, а также всех других зданий и сооружений на территории военных портов империи было возложено на особую портовую полицию, которая состояла из портовых надзирателей, портовых старшин и портовых полицейских.
      Портовая полиция состояла в ведении капитанов над портами или командиров портов.

Рис.3.
Арматюры на воротник сюртука

      На службу в портовую полицию зачислялись лица из всех сословий, достигшие 25 лет, состоящие в русском подданстве и по представлению соответствующих должностных лиц.
      Портовые надзиратели набирались из отставных офицеров Морского ведомства, а портовые старшины и портовые полицейские – из числа лиц, уже состоявших на службе в портовой полиции (до издания этого приказа), а также из отставных чинов флота и армии. Все чины портовой полиции состояли на службе по вольному найму, но обязательно приводились к присяге на верность службе.
      Чины портовой полиции могли быть уволены от службы по неспособности к службе, болезни (свыше 4-х месяцев), дурное поведение и нерадение к своим обязанностям.

Рис.4.
Наплечные отличия на сюртук, пальто и полотняник (реконструкция)

      Предельный возраст нахождения на службе для портовых надзирателей составлял 58 лет, для старшин и полицейских – 55 лет.
      Во время исполнения служебных обязанностей все чины портовой полиции носили форменную одежду и оружие, утвержденные установленным порядком образца.(2)
      Необходимо отметить, что форменная одежда приобреталась за свой счет, все остальное снаряжение выдавалось за счет порта.

Рис.5.
Арматюра на головной убор

      Всем чинам портовой полиции сохранялись выслуженные ими пенсии, а по мере возможности, им отводились казенные квартиры с отоплением и освещением.(3)
      Годовое содержание портового надзирателя составляло 720 рублей, портового старшины 360 рублей и портового полицейского – 300 рублей.
      В соответствии с утвержденными штатами портовой полиции, полагалось иметь следующее количество чинов портовой полиции:
            1. портовых надзирателей в Кронштадте 12, в Санкт-Петербурге и Николаеве по 6, в Севастополе 4 и во Владивостоке 2;
            2. портовых старшин в Кронштадте 69, в Санкт-Петербурге и Николаеве по 20, в Севастополе 7 и во Владивостоке 8;
            3. портовых полицейских в Кронштадте 206, в Санкт-Петербурге и Николаеве по 67, в Севастополе 24 и во Владивостоке 33.(4)
      В соответствии с приказом Управляющего Морским министерством (5) и на основании Высочайше утвержденного 3 июня 1894 года «Положения о портовой полиции в военных портах Империи» была разработана и утверждена «Инструкция об обязанностях чинов портовой полиции, а также о порядке и условии их найма».(6)

Рис.6.
Топорный нож портовых старшин и полицейских
(Фото из сети Интернет)

      Эта инструкция охватывала все сферы деятельности чинов портовой полиции на территории порта, начиная от охраны складских помещений и пожарной безопасности до наведения чистоты на закрепленных объектах. Особо оговаривалось, что охрану складов с боеприпасами, взрывчатыми и легковоспламеняющимися веществами на территории портов должны были осуществлять военно-морские караулы.
      В том же 1894 году было дано описание образцов обмундирования чинов портовой полиции(7). Образцы обмундирования предназначались для двух категорий – портовых надзирателей (по образцу офицеров флота) и портовых старшин и полицейских (по образцу нижних чинов морского ведомства).
      Ниже дано краткое описание, скорее перечисление, предметов обмундирования предназначенных чинов портовой полиции.
      а) портовым надзирателям полагались: сюртук, брюки и пальто из черного сукна, полотняник по образцу укороченного пальто для офицеров флота из небеленого полотна, наплечные отличия, шапка, кокарда, арматура, сапоги, перчатки, башлык, наушники и сабля с портупеей.
      Сюртук: из черного сукна, с наплечными отличиями и посеребренными пуговицами с якорем(8) (рис.1, 2). На воротник сюртука нашиты арматуры (рис.3).

Рис.7.
Погоны портовой полиции, установленные в 1894 году

      Полотняник носился застегнутым на все пуговицы, но без арматуры.
      Наплечные отличия нашиваются на сюртук, пальто и полотняник – состоят из 2-х тонких трехпрядных шнуров на черном суконном подбое и с пуговицами вверху. (Рис.4)
      Шапка имеет форму усеченного конуса, верх которого овальный, несколько уже основания, по образцу головного убора речной полиции. Тулья и околыш из темно-зеленого сукна. По краям околыша и верху тульи кант из белого сукна. На околыш нашивается штаб-офицерский галун серебристого цвета. Спереди, между околышем и верхом тульи крепится арматура в виде 4-х якорей, сложенных пятками серебристого цвета (Рис.5). Надзирателям из отставных офицеров, помимо арматуры полагалась офицерская кокарда. На околыше крепился подбородочный ремень, козырек из черной лакированной кожи.

Рис.8.
Поперечные погоны, указываеющие на армейский чин

      Сабля с портупеей офицерского образца, без темляка. Бляха на портупее из желтой меди, позолоченная, с установленной арматурой. Надзиратели из числа отставных офицеров носили саблю с темляком и офицерскою бляхой на портупее.
      б) Портовые старшины и полицейские носили: мундир, брюки и галстук из темно-зеленого сукна, по образцу нижних чинов флотских экипажей, полотняник, наплечные отличия, фуражка сапоги, башлык, наушники, пояс, топорный нож (Рис. 6), револьвер и полицейский знак.
      Мундир. На воротник мундира нашиты арматуры. Пуговицы из белого металла, с якорем. Кроме того, старшинам портовой полиции в верхней части воротника нашивался унтер-офицерский галун серебристого цвета.

Рис.9.
Форменная бляха портовой полиции

      Пальто. Арматюры и пуговицы как на мундире.
      Наплечные отличия (погоны), из черного сукна, с белой выпушкой, полагались на мундир, пальто и плотняник. На них белой краской (по трафарету) нанесены литеры: для Петербургского порта – «П. П.», Кронштадтского порта – «К. П.» (Рис.7). Николаевского порта – «Н. П.», для Севастопольского порта – «С. П.» и Владивостокского – «В. П.».

Рис.10.
Служебный знак портового полицейского
(Из частной коллекции)

      Старшины портовой полиции нашивали в нижней части погона, поперек, унтер-офицерский галун. Портовые старшины и полицейские из бывших нижних чинов унтер-офицерских званий, крепили под нижней частью продольных погон поперечные погоны, с нашивками, соответствующих их бывшим воинским званиям (Рис.8). Цвет галуна полагался по цвету прибора по прежнему месту службы.
      Головной убор по образцу портовых надзирателей, с околышем из темно-зеленого сукна, с тремя белыми суконными выпушками – одна по наружному краю донышка и две по краям околыша. Носился с арматурой из жести.
      Пояс лакированный из черной кожи, застегивался на металлическую вороненую бляху с арматурой (Рис.9)

Рис.11.
Полицейский свисток

      Полицейский знак представлял бляху из жести, с изображением в центре арматуры и внизу надписи: – «Портовый старшина» или «Портовый полицейский» (Рис.10). Знак носился на левой стороне груди. На каждой бляхе имелся прорезной регистрационный номер. На рис. 10 прорезной регистрационный номер «177». Это портовый полицейский порта Кронштадт, т.к. только в Кронштадте было 206 портовых полицейских, что и позволило отнести эту бляху к данному порту.
      Кроме того, портовым надзирателям и портовым старшинам полагались свистки полицейского образца(9) (Рис.11).

Рис.12.
Погоны чинов порта "Император Александр III"

      В декабре 1901 года(10). Высочайшим повелением Государя Императора для полицейских чинов порта Император Александр III были установлены литеры на погоны (Рис.12).

Рис.13.
Фуражка чинов портовой полиции

      С 1912 года головным убором для портовых старшин и портовых полицейских стала фуражка, присвоенная нижним чинам морских команд с козырьком и подбородочным ремнем. Фуражка носилась без кокарды, но к околышу фуражки крепилась арматура из белой жести. Кроме того, старшинам и портовым полицейским из запасных и отставных нижних чинов присваивалась еще и кокарда, полагающаяся нижним чинам. Арматура крепилась на околыш фуражки, кокарда на тулью(11).(Рис.13).
      Тогда же был изменен полицейский знак для портовых старшин – на нем появилась надпись «Старшина портовой полиции»(12). (Рис.14).

Рис.14.
Служебный знак старшины портовой полиции (Фото из сети Интернет)

      Следующие изменения портовую полицию коснулись уже в 1917 году. Согласно циркуляра Главного Морского Штаба «все ныне существующие в военно-морских портах учреждения и установления "портовой полиции" надлежит именовать управлениями "портовой милиции"»(13).





ИСТОЧНИКИ:

(1) - Приказ по Морскому ведомству № 80 от 09 июля 1894 г.
(2) - Морской сборник. – 1894. – № 8. – С. 8-10.
(3) - Там же, С. 12.
(4) - Там же, С. 11.
(5) - Приказ Управляющего Морским Министерством № 108 от 03 июля 1894 г
(6) - Морской сборник. – 1894. – № 10. – С. 23-29.
(7) - Приказ по Морскому ведомству № 104 от 22 августа 1904 г.
(8) - С 1904 года все чины флота носили пуговицы с изображением Государственного герба и якорей. (С. Л.)
(9) - Морской сборник. – 1894. – № 10. – С. 5-9.
(10) - Морской сборник. – 1901. – № 3. – С. 8.
(11) - Описание вещей обмундирования и амуниции морских команд с указанием количества материалов и денег на изготовление этих вещей. – СПб.: типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1912.– С. 65 с.
(12) - Там же, С. 66.
(13) - Циркуляр Главного Морского Штаба № 258 – 9 сентября 1917 г. / Указатель правительственных распоряжений по Морскому ведомству № 24 – октябрь 1917 г. – Пг., 1917. – С. 1112.