Дню Военно-Морского Флота посвящается…


  «ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД»

  (К истории учреждения жетона (нагрудного знака) «За дальний поход»)

С.А.Лазарев


      Среди нагрудных знаков, существующих на флоте, единственный знак, который с с особой гордостью носят все – от матроса до адмирала, это жетон «За дальний поход».
      Дальние походы всегда были суровой, но самой лучшей школой для моряков, тем более, когда после Великой Отечественной войны, Советский флот стал выходить на океанские просторы. Возникла необходимость о создании морального поощрения военных моряков. Таким стимулом и стало учреждение жетона «За дальний поход».

Илл. 1

Илл. 2

      Прообразом послужили неофициальные нагрудные знаки «За поход в Англию» для крейсера «Свердлов» и крейсера «Орджоникидзе» с отрядом кораблей. Крейсер «Свердлов» (Илл. 1), в 1953 г. посетил Великобританию во время коронации королевы Елизаветы, а крейсер «Орджоникидзе» (Илл. 2) с отрядом кораблей в 1956 г. доставил в Лондон, по приглашению премьер-министра Великобритании А. Идена, советскую правительственную делегации.(1)
      (Оба нагрудных знака были изготовлены на Ленинградском монетном дворе) (2).

Илл. 3

      Решением Министра обороны СССР (МО СССР) был утвержден жетон «За дальний поход» для награждения военнослужащих (в/сл) ВМФ, участвующих в дальних заграничных походах и приказом Главнокомандующего ВМФ (ГК ВМФ) № 161 – 15 июня 1956 г. он был учрежден (3) (Илл. 3). В приказе Главкома ВМФ объявлялось положение и описание жетона «За дальний поход».
      В положении (4) о жетоне определены районы дальних заграничных походов для флотов, за участие в которых военные моряки награждались жетоном «За дальний поход», а именно:
      на Северном флоте – за пределами Баренцева моря;
      на Балтийском флоте – за пределами Датских проливов;
      на Черноморском флоте – за пределами проливов Босфор-Дарданеллы:
      на Тихоокеанском флоте – за пределами Японского и Охотского морей.
      Кроме того, награждение жетоном «За дальний поход» производилось приказом МО СССР по представлению ГК ВМФ.
      В описании жетона «За дальний поход» говорилось: «…представляет собой пластинку, покрытую эмалью, на которую на бледно-голубом фоне помещено барельефное изображение крейсера стального цвета с развевающимся над ним Военно-морским флагом. Поверхность изображения флага покрыта эмалью, края флага и пластина обрамлены полосой золотистого цвета. Правый нижний угол обрамлен лавровой ветвью со щитом золотистого цвета, на котором гравировался год похода (Курсив мой – С.Л.).
      Внизу пластинки под изображением крейсера на красном фоне надпись «За дальний поход».
      Жетон металлический.
      Размер жетона по длине 35 мм, по ширине 27 мм.
      Жетон крепится к одежде булавкой и носится на правой стороне груди установленным порядком» (5).
      Особо хочется отметить, что многие из числа награжденных этим жетоном не знали, для чего на лавровой ветке щиток золотого цвета.
      (Однажды автору сказали, что на щитке гравируется количество пройденных миль за поход).
      В ноябре 1957 г. вышел очередной приказ ГК ВМФ, вводивший новое положение о жетоне «За дальний поход»(6). В приложении к этому приказу уточнялось, за что происходит награждение жетоном:
      1. Участие в заграничных походах на боевых кораблях флотов с официальным визитом в иностранные порты, дальностью е не менее 2.000 миль от места базирования до пункта назначения.
      2. Участие в дальних походах на боевых кораблях флотов протяженностью не менее 4.000 миль от места базирования до пункта назначения.
      3. Участие в непрерывном плавании не менее 30 суток.
      Описание жетона было аналогичным предыдущему приказу.
      В январе 1961 г. выходит новый приказ ГК ВМФ «О жетоне “За дальний поход”», в котором вводится в действие новое Положение о жетоне «За дальний поход» и его описание (7).
      Сам жетон не претерпел каких-либо изменений, кроме описания: «…помещенно барельефное изображение силуэта подводной лодки (крейсера) стального цвета… (курсив мой – С.Л. ). Очевидно, моряки-подводники были недовольны изображением на жетоне крейсера, а не подводной лодки.
      А вот в Положении уточнялось, что «1. Жетоном «За дальний поход» награждались наиболее отличившиеся военнослужащие и служащие ВМФ (курсив мой – С.Л.(8)) за участие в дальних и специальных походах на боевых кораблях и вспомогательных судах ВМФ. Награждению подлежит личный состав корабля (судна), курсанты военно-морских учебных заведений и слушатели военно-морских академий, проходящих практику на кораблях, а также военнослужащие и служащие ВМФ, прикомандированные на время похода.
      …4. Походом или плаванием кораблей, дающим право на награждение жетоном, считается:
      а) для Черноморского флота – плавание за пределами Средиземного моря;
      б) для Северного, краснознаменного Балтийского флота и Ленинградской Военно-морской базы – плавание в Атлантическом океане к юго-западу от линии мыс Фарвель (Гренландия) – Брест;
      в) для Тихоокеанского флота – плавание за пределами 3.000 миль от пункта базирования (выхода):
      г) для всех кораблей и судов ВМФ – переход с одного театра на другой Северным морским путем»(9).
      Этот приказ ГК ВМФ просуществовал очень короткое время и в мае 1961 г. были утверждены новые Положение и описание нагрудного жетона «За дальний поход»(10).

Илл. 4

      С этого времени появилось два вида жетонов «За дальний поход»:
       - с изображением подводной лодки для награждения л/с подводных лодок (Илл. 4) ;
       - с изображением крейсера для л/с надводных кораблей (судов) (Илл. 3).
      Описание самого нагрудного жетона «За дальний поход» соответствует описаниям данным в более ранних приказах.
      В апреле-мае1970 г. советский Военно-морской флот проводил крупнейшие маневры под кодовым названием «Океан». Это были самые широкомасштабные маневров ВМФ, которые охватили акватории Атлантического и Тихого океанов, Баренцева, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Черного и Балтийского морей. К участию в них привлекалось несколько сотен подводных лодок, в т.ч. большое количество атомных подводных лодок, надводных кораблей различных классов и десятки вспомогательных судов.

Илл. 5

<Увеличить>

 

      По окончанию этих маневров ГК ВМФ приказал: «За образцовое выполнение своего долга на маневрах «Океан» всем его участникам объявляю от лица службы благодарность.
      В память об участии в маневрах «Океан» всем участникам вручить памятный жетон «За дальний поход» (Илл. 5) (11).

Илл. 6

Илл. 7

      Памятный жетон представлял собой жетон «За дальний поход» (с силуэтом подводной лодки или крейсера) к которому снизу на двух колечках крепится волнообразная подвеска с надписью «ОКЕАН» (Илл. 6-7).
      В июне 1971 г. на южном берегу Крыма силами Черноморского флота, Каспийской флотилии, войсками Белорусского и Одесского округов проводились учения «Юг»(12). В ходе учений «Юг» МО СССР Маршал Советского Союза Гречко А.А. посетил корабли, несущие боевую вахту в Средиземном море. В результате этого, МО СССР приказал: «Всех адмиралов, генералов, офицеров, старшин и матросов, участников похода и совещания с Министром обороны СССР в Средиземном море, а также наиболее отличившихся в учении «Юг» военнослужащих Краснознаменного Черноморского флота и Краснознаменной Каспийской флотилии наградить памятным жетоном «За дальний поход» с подвеской «Юг» (Илл. 8) (13).

Илл. 8

      Памятный жетон представлял собой жетон «За дальний поход» (с силуэтом подводной лодки или крейсера) к которому снизу на двух колечках крепится волнообразная подвеска голубого цвета, в центре который находилась красная звезда с надписью «ЮГ».
      Жетоном «За дальний поход» награждались не только участники боевых и дальних походов, но и ветераны ВМФ. Так, в 1924 г., по решению Советского правительства крейсер «Аврора» и учебного судно «Комсомолец» совершили переход из Кронштадта в Архангельск с заходом в норвежские порты Берген и Тронхайм. Это был первый поход военных кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Флота с официальным дружеским визитом в порт иностранного государства. В связи с 50-летием этого похода, ГК ВМФ приказал: «офицеров и адмиралов – участников первого заграничного плавания на крейсере «Аврора» и учебном корабле «Комсомолец» – наградить жетоном «За дальний поход» (Илл. 9) (14).

Илл. 9

<Увеличить>

 

      В таком виде жетон «За дальний поход» просуществовал до 1976 г., когда он поменял не только свою форму, но и название. И так, в январе 1976 г. ГК ВМФ довел решение Министра обороны СССР об учреждении нового образца нагрудного знака (курсив мой – С.Л.) «За дальний поход»(15). Вот как выглядел новый знак: «… имеет форму пятиугольного щита, обрамленного с трех сторон якорной цепью. Нижние грани обрамлены дубовой и лавровой ветками. Знак выполнен из золотистого металла и покрыт цветными эмалями.
      На синем поле щита помещены: в верхней части – Военно-морской флаг СССР; под ним изображение Мирового океана с сеткой меридианов, параллелей и стрелками компаса золотистого цвета. Под изображением Мирового океана помещен барельеф надводного корабля (подводной лодки) золотистого цвета; между боковыми гранями щита в нижней части помещена пластинка золотистого цвета, на которой размещена надпись: «ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД» черного цвета.
      В нижней части знака голубой треугольник с тремя белыми полосками, в центре которого красный щит с ободком и якорем золотистого цвета.
      Размеры знака: высота – 5 мм, ширина – 35 мм.
      На оборотной стороне знака булавка для прикрепления к одежде» (Илл. 10-11) (16).
      (На многих знаках более позднего изготовления в качестве крепления к одежде имеется штифт с гайкой).
      Новый образец нагрудного знака «За дальний поход» не пользовался популярностью на флоте, особенно среди офицеров и старшего поколения мичманов, а обладатели ранних образцов жетона носили их с видимым превосходством. Поэтому флотские остряки сразу же окрестили его «лопатой».

Илл. 10

Илл. 11

      (В коллекции автора есть знак, где вместо булавки для крепления к одежде на обороте имеется штифт с гайкой).
      Спустя одиннадцать лет, в августе 1987 г. МО СССР были учреждены нагрудные знаки «Командир корабля» и «За дальний поход»(17).
      Практически, новые знаки «За дальний поход» (с изображением крейсера и подводной лодки) повторяли изображение и размеры жетонов более ранних образцов (Илл. 12) Единственное отличие от предыдущих описаний, был указан материал, из которого изготовлялся знак – томпак.
      В Положении об этом нагрудном знаке «За дальний поход» говорилось: «2. Дальним походом корабля (судна) считается:
      а) для всех кораблей и судов Военно-Морского Флота – переход с одного морского театра на другой;

Илл. 12

      б) для подводных лодок – поход без захода в пункты базирования, составляющий по времени три четверти и более от полной автономности подводной лодки данного проекта;
      в) для надводных кораблей 3 ранга и судов водоизмещением до 1.000 тонн – поход продолжительностью не менее 30 суток с выходом за пределы 500-мильной зоны от пункта базирования;
      г) для надводных кораблей 1,2 ранга и судов водоизмещением более 1.000 тонн – поход продолжительностью не менее 45 суток с выходом:
      - кораблей и судов Северного флота – за пределы Норвежского моря;
      - кораблей и судов Тихоокеанского флота – за пределы 3.000 мильной зоны от пункта базирования;
      - кораблей и судов Черноморского флота – за пределы Эгейского моря;
      - кораблей и судов Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы – за пределы Северного моря.       3. Специальным походом считается поход корабля (судна) с официальным визитом в порты иностранных государств, а также поход, в особо сложных условиях»(18).
      Распад Советского Союза, смена государственной символики нашла отражение и на нагрудных знаках «За дальний поход».
      Знак отличия «За дальний поход» (19) был учрежден МО Российской Федерации (РФ) в марте 1996 г.(20). Вот как описан знак в приказе МО РФ «Знак отличия – из металла золотистого цвета в виде пластины с рельефным изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле голубого цвета и развевающимся над ним военно-морским флагом. Под изображением надводного корабля (подводной лодки) на поле красного цвета надпись: «ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД», обрамленная слева снизу лавровой ветвью.
      На оборотной стороне знак отличия имеет приспособление для крепления к военной одежде.

Илл. 13

      Размеры знака отличия: высота – 27 мм, ширина – 35 мм» (Илл. 13) (21).
      Первое, что бросается в глаза – Военно-морской флаг СССР заменен на Андреевский флаг (хотя в описании знака говорится «военно-морской флаг»).
      Второе – изменены силуэты надводного корабля и подводной лодки.
      Ну и наконец, третье: не говорится о щитке золотистого цвета, на котором должен гравироваться год похода.
      (Все знаки, которые попадались автору, имели приспособление для крепления к военной одежде в виде штифта и гайки).

Илл. 14

Илл. 15

      В 1996 г. отмечался 300-летний юбилей российского флота. К празднованию юбилея были выпущены знаки «За дальний поход» с лентообразной подвеской, на которой текст «ФЛОТУ РОССИИ» черного цвета. Между словами расположен овальный щит красного цвета, в котором имеется цифра «300» (Илл. 14-15).
      Небольшая партия таких памятных знаков была изготовлена из серебра (Илл. 16).
      (Такие знаки выпускались в Санкт-Петербурге, на производственном объединении «Русские самоцветы». На гайках к штифтам этих знаков выбито: «С.ПЕРЕРБУРГ / РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ»).

Илл. 16

      Говоря о знаках «За дальний поход», следует отметить, что в 90-е гг. прошлого столетия появилось большое количество знаков образца 1976 г. (т.н. «лопата»), которые выпускались различными частными предприятиями и мастерскими (Ил. 17).. Эти знаки отличались от установленных образцов: появилось изображение Андреевского флага, силуэты подводных лодок развернуты в другую сторону, размеры самих знаков уменьшены, нарушена цветовая гамма раскраски, изменены изображения подводных лодок и надводных кораблей…




Илл. 17


      P.S. В некоторых изданиях (22) авторы указывают неверную дату учреждения жетона «За дальний поход» – 1961 г., вместо 1956 г.



      ИСТОЧНИКИ

(1) - Приказ ГК ВМФ № 141 – 28 мая 1956 г. «О награждении личного состава за отличную подготовку кораблей, участвующих в походе в Англию». Речь шла о кораблях ДКБФ: крейсер «Орджоникидзе», эскадренные миноносцы «Совершенный» и «Смотрящий». (С.Л.)
(2) - Борисов В.А. Нагрудные знаки Советских Вооруженных сил. 1918-1991. Монография-каталог. – СПб, ТОО «Фарн», 1994. – С. 71-73, ил.: таблица XXI.
(3) - Приказ ГК ВМФ № 161 от 15.06.1956 г. «С объявлением Положения и описания жетона «за дальний поход».
(4) - Приложение № 1 к приказу ГК ВМФ № 161 от 15.06.1956 г.
(5) - Приложение № 2 к приказу ГК ВМФ № 161 от 15.06.1956 г.
(6) - Приказ ГК ВМФ № 315 от 25 ноября 1957 г. «Положение и описание жетона «За дальний поход».
(7) - Приказ ГК ВМФ № 22 от 29 января 1961 г. «О жетоне “За дальний поход”».
(8) - Приложение № 2 к приказу ГК ВМФ № 22 от 29 января 1961 г.
(9) - Приложение № 2 к приказу ГК ВМФ № 22 от 29 января 1961 г.
(10) - Приказ ГК ВМФ № 148 от 22 мая 1961 г. «Об утверждении нагрудного жетона “За дальний поход”».
(11) - Приказ ГК ВМФ № 170 от 5 мая 1970 г.
(12) - В некоторых источниках «Юг-71» С.Л.
(13) - Приказ ГК ВМФ № 267 от 28 июля 1971 г. «О награждении личного состава жетоном «За дальний поход» с подвеской “Юг”».
(14) - Приказ ГК ВМФ № 272 от 30 июня 1974 г. «О награждении жетоном «За дальний поход» адмиралов и офицеров, участвующих в первом официальном заграничном плавании».
(15) - Приказ ГК ВМФ № 2 от 4 января 1976 г. «Об изменении описания нагрудного знака «За дальний поход».
(16) - Приложение к приказу ГК ВМФ № 2 от 4 января 1976 г.
(17) - Приказ МО СССР № 233 от 15 августа 1987 г. «Об учреждении нагрудных знаков “Командир корабля и ”За дальний поход”».
(18) - Приложение № 2 к приказу МО СССР № 233 от 15 августа 1987 г
(19) - Кузнецов О.В. официальные воинские символы России. Т. 2. Знаки различия военнослужащих и ведомственные знаки отличия: Справочник, методическое пособие. – М., 2006. С. 224.
(20) - Приказ МО РФ № 123 от 21 марта 1996 г. «Об учреждении нагрудных знаков “Командир корабля ” и “За дальний поход”».
(21) - Там же.
(22) - Например, Борисов В.А. С. 47 – 48; А.Ф. Зальмарсон. Знаки и значки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года). Научно-исторический альбом-справочник. – Тверь, 2005. – С. 142.