<На Главную>
 

 

К.Н. Сологуб

Форменная одежда студентов Института Инженеров путей сообщения Александра I (обр. 1882 г.) и Московского Инженерного Училища ведомства путей сообщения (обр. 1896 и 1899 гг.)

 

Форменная одежда студентов Института Инженеров путей сообщения Александра I.

Поводом для установления форменной одежды для студентов Института инженеров путей сообщения Александра I (далее Института)  стало общее ужесточение дисциплины во всех учебных заведениях Российской империи, обусловленное приходом к власти после убийства императора Александра II консервативной политической партии.

В августе 1881 года министром путей сообщения адмиралом К.Н.Посьетом исправляющему должность заведывающего Института был дан приказ, начинающийся следующими словами: «Припоминая прискорбные последствия беспорядков, произведенных в истекшие учебные годы учащеюся молодежью некоторых высших учебных заведений, и желая оградить от внешних  вредных влияний учащуюся молодежь Института Инженеров Путей Сообщения Императора Александра I, предлагаю Вашему Превосходительству, в виду наступления учебного семестра, безотлагательно принять все необходимый меры для того, чтобы инспекторская часть института была поставлена в наиболее благоприятные условия для усиления надзора за учащимися и для поддержания между ними установленной институтскими правилами дисциплины.»

Пункт 4 данного приказа был сформулирован следующим образом: «Проектировать форменную одежду для учащихся и правила ношения оной». Следует отметить, что до этого, согласно §95 Высочайше утвержденного 28 июля 1864 года «Положения об Институте Инженеров Путей Сообщения» «учащимся в институте не полагается никакой форменной одежды, но требуется, чтобы она была приличная званию учащихся». (Речь идет о периоде после 1867 г., когда Корпус Инженеров путей сообщения был демилитаризован (ПСЗ РИ, Собрание второе ,№ 44897).

 В декабре того же 1881 г. исправляющий должность директора Института представил министру путей сообщения проект нового Положения об институте, к которому были приложены особые мнения профессоров института Андреева, Соколова, Белелюбского, Нюберга и Николаи, однако канцелярия министра путей сообщения представила в Институт в марте 1882 г. целый ряд замечаний на этот проект.

12 марта 1882 г. министр путей сообщения вошел в Комитет министров с представлением по вопросу об осуществлении применительно к Институту инженеров путей сообщения предположений Высочайше учрежденной 25 мая 1881 г. под председательством статс-секретаря графа И.Д. Делянова Особой комиссия по обсуждению правил для усиления надзора за учащимися в высших учебных заведениях.

Выработанные указанной комиссией правила затрагивали ряд аспектов жизни студентов, как в стенах, так и вне стен высших учебных заведений, в том числе статья 6 гласила: «Ввести форменную одежду для студентов всех высших учебных заведений, строго воспретив, под опасением взысканий, которые в каждом заведении будут установлены, всякое отступление от утвержденной формы и правил её ношения».

Для того, чтобы привести действовавшее «Положение об Институте…» в соответствие с этой и другими статьями указанных правил, выработанных Комиссией, оно было изменено, в том числе его §95 в новой редакции стал звучать следующим образом: «Учащиеся в институте обязаны носить форменную одежду установленного образца».

Исправляющий должность заведывающего институтом К. К. Коковцов, заменявший бывшего в отпуску Соболевского, предлагал взять за образец форменной одежды для студентов института форму студентов Медико-хирургической академии или неклассных чинов Телеграфного ведомства.

Студент Института Инженеров путей сообщения Александра I в пальто

<Увеличить>
Из коллекции автора

В итоге, 15 апреля 1882 г. были Высочайше одобрены рисунки форменной одежды для студентов Института, сохранившееся почти без изменений до 1917 года. Желающим было предоставлено право начать носить ее с начала нового учебного года, т. е. с 1 сентября 1882 г., а с 1 января 1883 г. ношение ее было сделано обязательными.

Форменная одежда студентов Института делилась на два вида – обыкновенная (обязательная) и парадная (необязательная).

Обыкновенная форма (обязательная)

Фуражка — черного сукна с черным бархатным околышем и тремя светло-зелеными выпушками. На околыше - посеребренный знак ведомства путей сообщения (топор и якорь, сложенные на-крест).

Тужурка —  черного сукна, двубортная, закрытая, с гладкой спинкой, со светло-зеленой выпушкой по борту и воротнику, 12 посеребренными пуговицами с изображением якоря и топора (по 6 пуговиц в ряд), с черным суконным отложным воротником, имеющим у концов значок — сложенные накрест топор и якорь. На обшлагах рукавов также имелась светло-зеленая выпушка и под нею у студентов IV курса — один, у студентов V курса —два узких серебряных галуна. На плечах тужурки полагались поперечные погоны черного бархата со светло-зеленой выпушкой и штампованным посеребренным вензелем императора Александра I. Инженерам, занимавшим в Институте штатные должности, было предписано носить на плечевых погонах вызолоченные металлические вензеля императора Александра I

Студент Института Инженеров путей сообщения Александра I в неуставной тужурке с бархатным воротником и неуставным рисунком на пуговицах

<Увеличить>
Из коллекции автора

Брюки — темно-синевато-серые, со светло-зеленой выпушкой.

Пальто — черное драповое, с бархатными клапанами с пуговицею на воротнике и с погонами.

Парадная форма (необязательная)

Студент Института Инженеров путей сообщения Александра I в уставной тужурке с суконным воротником с уставным рисунком на пуговицах

<Увеличить>
Из коллекции автора

Сюртук — открытый, двубортный, черного сукна, с погонами и бархатным воротником.

Жилет — однобортный, белого пике, с 6 маленькими форменными пуговицами.

На работах во время практических занятий студентам было дозволено носить высокие сапоги и китель из небеленого холста.

При ношении форменной одежды студентам Института было вменено в обязанность соблюдение следующих правил:

«1) Ношение форменной одежды для учащихся института всегда обязательно.

2) При посещении института, министерства путей сообщения и во всех вообще официальных случаях, а равно на всех торжественных и парадных собраниях учащиеся института должны быть в обязательной форме.

3) При встрече с Государем, членами Императорской фамилии и министром путей сообщения учащиеся института обязаны становиться во фронт для отдания чести, приложив правую руку к козырьку фуражки, как это установлено для военных.

4) При встрече с начальствующими лицами и профессорами института учащиеся отдают честь, прикладывая правую руку к козырьку фуражки».

Высочайше утвержденное 24 мая 1896 года описание формы одежды для студентов и практикантов Московского Инженерного Училища ведомства путей сообщения (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 13025)

 

Студенты Московского Инженерного Училища ведомства путей сообщения в форменной одежде обр. 1896 г.
<Увеличить>

Фуражка — черного сукна с черным бархатным околышем и тремя светло-зелеными выпушками, как у инженеров путей сообщения, но без кокарды, а на околыше с посеребренным знаком ведомства путей сообщения, состоящим из якоря и топора, положенных на-крест

Сюртук — черного сукна, в виде полупальто, с гладкой спинкой, без клапана сзади, двубортный, со светло-зеленой выпушкой по борту, воротник отложной черный суконный, со светло-зеленой выпушкой со знаками, как на фуражке, близ концов; на обшлагах рукавов также темно-зеленая выпушка, причем для практикантов на обшлаге нашивается ниже выпушки один серебряный шнурок; пуговицы посеребренные, с изображением якоря и топора по 6 на борт. Плечевые знаки поперечные, черные бархатные, со светло-зеленой выпушкой вокруг и со штампованным посеребренным знаком ведомства путей сообщения, состоящим из перекрещенных якоря и топора и помещенных в круглом венке. Сюртук этот носится застегнутым на все 6 пуговиц.

Брюки — темносиневато-серые, со светло-зеленой выпушкой

Пальто —  черное драповое, как у инженеров путей сообщения, но с плечевыми знаками, как на сюртуке. Летнее с суконным воротником и с бархатными клапанами с пуговицей; вокруг клапанов и воротника темно-зеленая выпушка; зимнее с мерлушковым воротником.  

Галстук — черный шелковый с бантом

Сапоги — обыкновенные, причем во время работ на практических занятиях дозволяется носить высокие

Башлык — верблюжьего сукна

Перчатки — белые или светло-серые

Примечание. На работах, во время практических занятий дозволяется носить  китель из небеленого холста, такого же покроя как сюртук    

Высочайше утвержденное 05 ноября 1899 года описание формы одежды для учащихся Императорского Московского Инженерного Училища ведомства путей сообщения (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 17676) 

Фуражка — черного сукна с черным бархатным околышем и тремя светло-зелеными выпушками, как у инженеров путей сообщения, но без кокарды, а на околыше с посеребренным знаком ведомства путей сообщения, состоящим из якоря и топора, положенных на-крест

Сюртук — черного сукна, в виде полупальто, с гладкой спинкой, без клапана сзади, двубортный, со светло-зеленой выпушкой по бортуи на рукавах, воротник отложной черный суконный, со светло-зеленой; пуговицы посеребренные, с изображением положенных крест-на-крест якоря и топора, по 6 на борт. Это полупальто носится застегнутым на все шесть пуговиц.

Плечевые знаки:

А)  для студентов поперечные, черные бархатные, со светло-зеленой выпушкой вокруг и со штампованным посеребренным знаком ведомства путей сообщения, перекрещенных якоря и топора, в круглом венке с Императорскою короною над ним.

Б) для практикантов (т.е. лиц, закончившие прохождение теоретического курса и проходящие практику на протяжении двух строительных периодов) продольные погоны, черные бархатные, со светло-зеленой выпушкой вокруг, с серебряным галуном посредине вдоль погона шириною в одну треть ширины самого погона, составляющей вместе с выпушкою 15/16 вершка, с пуговицею, с таким же, как у студентов, штампованным знаком ведомства путей сообщения в венке с короною.

Практикантам, кроме полупальто, служащего рабочею и дорожною одеждою, полагается сюртук открытый, черного сукна, двубортный, с отложным бархатным воротником, как у инженеров путей сообщения, но с продольными плечевыми погонами, как на сюртуке-полупальто.

Брюки — темносиневато-серые, со светло-зеленой выпушкой

Пальто —  черное драповое, как у инженеров путей сообщения, но с плечевыми знаками, как на сюртуке: поперечными для студентов и  продольными у практикантов. Летнее с суконным воротником и с бархатными клапанами с пуговицей; вокруг клапанов и воротника светло-зеленая выпушка; зимнее с мерлушковым воротником.  

Галстук — черный шелковый с бантом

Сапоги — обыкновенные, причем во время работ на практических занятиях дозволяется носить высокие

Башлык — верблюжьего сукна

Перчатки — белые или светло-серые

Примечание. На работах, во время практических занятий дозволяется носить  китель из небеленого холста, такого же покроя как сюртук-полупальто, с такими же металлическими пуговицами и плечевыми знаками. 

13 июля 1913 года Императорское Московское Инженерное Училище ведомства путей сообщения было преобразовано в Московский Институт Инженеров Путей Сообщения (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 39893). В новом «Положении об Институте…» сохранялся §13, гласивший   «студенты  (В редакции «Положения…» 1896 г. студенты именовались воспитанниками) Института…обязаны носить форменную одежду установленного образца»

27 декабря 1913 года (ПСЗ РИ, Собрание третье, № 40815) Московскому Институту инженеров путей сообщения было присвоено наименование «Московский Институт инженеров путей сообщения императора Николая II». Это переименование повлекло за собой и соответствующее изменение рисунка на плечевых знаках учащихся — на них стал располагаться вензель императора Николая II, увенчанный короной. К сожалению, автор настоящей статьи не располагает информацией, каким нормативным актом вводился рисунок на плечевых знаках образца 1913 года и менялся ли он как-либо в период с июля по декабрь 1913 года.

 

Литература:

Ларионов А. М. (сост.) История Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования: 18101910. СПБ. – 1910.

 
<На Главную>