ФОРМА ОДЕЖДЫ КОМАНД СУДОВ РОПиТ И КВЖД

ОБРАЗЦА 1899г.

 

К.С.Васильев

 

Формально частная, а фактически государственная, судоходная компания, названная "Русское общество пароходства и торговли" (РОПиТ) была образована в 1856г. для обеспечения торгового судоходства в Причерноморье. Это был очень успешный коммерческий проект, но его успех опирался на значительные государственные субсидии. Так или иначе, но на рубеже XIX-XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна.

Пароходство КВЖД   было дочерним предприятием образованного в 1896г. Общества Китайско-Восточной железной дороги и обеспечивало вместе с другими российскими судоходными компаниями транспортное сообщение порта Дальний с Владивостоком и другими портами Дальнего Востока.

Кроме того, суда обеих компаний предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время. Наиболее известно  в этом качестве  госпитальное судно Порт-Артурской эскадры "Монголия", бывший грузопассажирский пароход КВЖД.

 
 

Форма одежды лиц, служащих на судах РОПиТ: 1. Парадная форма командного состава. 2. Парадная форма Инспектора морской части. 3. Обыкновенная рабочая форма старшего механика. 4. Зимняя форма боцмана.

 

<Подробнее>

Форменная одежда для лиц, служащих на судах Русского общества пароходства и Китайско-Восточной железной дороги была Высочайше утверждена по представлению Министра финансов 19 февраля 1899г. Этим узаконением были утверждены описания и рисунки форменной одежды и знаков различия для обеих компаний. При изучении этих документов, мне бросилось в глаза, что рисунки значительно противоречат  как описанию, так и обычной практике ношения русской морской формы. Поэтому, при создании иллюстраций для этой статьи я решил в первую очередь опираться на описания.

Для обеих компаний были введены одинаковая форма и знаки различия, с некоторыми отличиями одна от другой. Эти отличия заключались в эмблемах на головных уборах, пуговицах и в знаках различия для некоторых должностей.

Для начальствующего состава были введены парадная и обыкновенная рабочая форма. Парадная форма состояла из сюртука гражданского покроя и брюк (шаровар) из черного сукна. На черном бархатном воротнике вышивались знаки различия по должностям в виде якоря с расположенными над ними звездочками. (См. Знаки различия лиц, служащих на судах РОПиТ и Знаки различия лиц, служащих на судах  КВЖД)

Капитану полагались три звёздочки, старшему помощнику и старшему механику – две звёздочки, второму помощнику и первому механику – одна, третьему помощнику, второму механику и штурманским ученикам звёздочки не полагались. Судоводителям металлический прибор полагался золотым, механикам – серебряный. На плечах сюртуков капитанов и старших механиков  нашивались плетенки из шнура по цвету металлического прибора.

 

Летняя форма лиц, служащих на судах РОПиТ: 1.Форма командного состава (второй механик). 2. Форма матросов

 

<Подробнее>

 

Фуражки полагались флотского образца с подбородным ремешком. По верху тульи полагался белый кант, а на околыше сверху и снизу шнур по цвету металлического прибора. Спереди на тулье размещались эмблемы:  для служащих РОПиТ – корона по цвету металлического прибора, для служащих КВЖД - круглая кокарда в виде белой розетки с золотой серединой, на которой изображена эмблема КВЖД - дракон и крылатое колесо. Летом на тулье носился белый чехол.

При парадной форме также носился кортик флотского образца.

В штате РОПиТ была предусмотрена ещё одна, высшая, должность – Инспектор морской части. Ему полагалась та же форма, что и у капитанов, но якорь на воротнике был перевит канатом, без звёздочек, и на рукавах имелись галунные знаки различия.

При обыкновенной рабочей форме вместо сюртука носилось укороченное пальто (пиджак) из черного сукна, а летом – полотняник флотского образца. Знаки различия на воротниках полагались кованые, металлические. С полотняником могли носиться брюки из той же ткани.

В холодную погоду надевалось черное пальто флотского образца с коваными знаками различия на воротнике. Плетенки к пальто не полагались.

Боцманам полагалось укороченное пальто (пиджак, а точнее, бушлат), который носился с суконным галстуком флотского образца. На воротнике размещались металлические якоря. На околышах фуражек боцманов не было металлических шнуров. На тулье боцманов судов РОПиТ помещалась металлическая корона. На тулье фуражек боцманов КВЖД помещалась кокарда нижних чинов команд судов КВЖД. Она была овальной, кованой, золотистого цвета.

Зимняя форма шилась из черного сукна, летняя – из белого или сурового полотна. Пуговицы отличались от пуговиц для формы командного состава.

 Форма одежды  лиц, служащих на судах КВЖД: 1. Обыкновенная рабочая форма командного состава (второй помощник). 2. Форма одежды боцманов. 3. Форма одежды фельдшеров. 4. Летняя форма одежды младшего командного состава (электромеханик). 5. Зимняя форма матросов. 6. Парадная форма командного состава (капитан). 7. Зимняя форма командного состава в пальто (первый механик).

<Подробнее>

Машинисты, электротехники и фельдшера судов КВЖД носили ту же форму, что и боцмана, но с серебряным прибором. На рукавах машинистов и электротехников нашивались светло-синие эмблемы. Воротники и обшлага пиджаков фельдшеров окантовывались белым сукном.

Матросы носили обычную матросскую форму флотского образца: синие фланелевые и белые форменные рубахи, черные брюки и нательные полосатые рубахи. Синие воротники и обшлага белых рубах обшивались двойной белой тесьмой. На груди фланелевой рубахи вышивались буквы "Р.О.П.Т." и "К.В.Ж.Д." белого цвета, на груди белой – светло-синего, высотой в 1 вершок (45 мм).

Фуражки матросам полагались без козырька, с белым кантом по верху тульи и черной лентой на околыше. На ленте золотом печатались названия судов и инициалы компаний по типу: "Р.О.НАЗВАНИЕ П.Т." и "К.В.НАЗВАНИЕ Ж.Д." На тулье фуражек матросов КВЖД располагались кокарды, такие же, как у боцманов. На фуражках матросов РОПиТ эмблем не было.

Особенностью формы матросов был цветной кушак: в РОПиТ красный, в КВЖД светло-синий.

Об утепленной одежде (пальто, шинелях) боцманов и специалистов, а равно и о бушлатах и шинелях матросов в узаконении ничего не сказано.

 

Источник:

Полное собрание Законов Российской империи, Собрание третье, №16526 от 19 февраля 1899г.