Следующая страница

2    3

 

ВОЛЖСКИЕ КРЕЙСЕРА

Форма одежды команд гардкоутов Главного управления

Путей Сообщения (1829-1856гг.)

К.С.Васильев

 

 

 

Гардкоут образца 1829г.

 

<Увеличить>

 

Сейчас это может показаться невероятным, но даже в  XVIII веке волжские города сильно страдали от нападений разбойничьих шаек. После размещения по городам постоянных гарнизонов, разбойники перенесли свои действия на волжское судоходство. Действия пиратов имели такой размах, что правительство не могло это игнорировать. Поэтому 20 июня 1797 г. Император Павел I повелел организовать на Волге флотилию из 9 легких военных парусно-гребных судов, вооруженных легкими пушками и фальконетами (пользуясь современным языком, пушками на турельных установках). Эти суда получили название гардкоутов. Обслуживались они флотскими командами, приписанными к Казанской адмиралтейской конторе. (ПСЗРИ, собр.1 №18.008.) Команды гардкоутов состояли из 18 человек, включая командира в чине лейтенанта и старшину в звании квартирмейстера. Суда были номерными.

Гардкоуты (иногда их именовали гардкотами) несли патрульную службу на Волге и её притоках с целью пресечения действий разбойничьих шаек, охраняли караваны купеческие судов. Кроме того, их команды занимались выявлением в составе команд волжских судов беглых преступников (ПСЗРИ, собр.2 № 18820), беглых крепостных и вообще контролировали соблюдение "паспортного режима", чем вызывали большое недовольство со стороны судовладельцев, особенно, когда "вознаграждение" за незамечание нарушения превышали запланированную судовладельцем сумму. В архивах сохранились жалобы волжских купцов на несоразмерные, по их мнению, поборы командиров гардкоутов. Поскольку гардкоуты имели вооружение и вооруженную команду, то их также привлекали для перевозки речным путем особо важных и ценных казенных грузов.

 
 

Чины второго полубатальона Военно-рабочего №9 батальона.

 

<Увеличить>

Гардкоуты числились по морскому ведомству до 1828г., когда Императору Николаю I стало благоугодно упразднить Казанскую адмиралтейскую контору. Команды гардкоутов были откомандированы: из гардкоутов, крейсировавших выше Казани, в Кронштадт, а которые действовали ниже Казани - в Астрахань. (ПСЗРИ, собр.2. № 1768.)

Этим же Указом гардкоутная служба была передана в ведомство Путей сообщения. Для охранения купеческих судов в октябре 1829г. был сформирован второй полубатальон Военно-рабочего №9 батальона, и опубликованы положение и подробнейший штат этой воинской части. (ПСЗРИ, собр.2. №3210.)

На укомплектование полубатальона были выделены две роты 8-го ластового экипажа из состава Балтийского флота. Остальной личный состав должен был быть добран из чинов ведомства Путей сообщения, владеющих морским делом.

Полубатальон состоял из трех рот (4-й, 5-й и 6-й) общей численностью 318 человек. Командовал полубатальоном командир в чине майора или подполковника, при котором имелась канцелярия в составе адьютанта и казначея в чине прапорщика и двух писарей. Квартира канцелярии располагалась в Казани.

 

Чины второго полубатальона Военно-рабочего №9 батальона.

 

<Увеличить>

 

В каждой из трёх рот должно было иметь по шесть 14-весельных гардкотов (гардкоутов). Это были двухмачтовые беспалубные парусно-гребные суда длиной чуть более 10м и шириной не менее 3м. Вооружение каждого гардкоута состояло из одной (погонной, т.е. носовой) пушки калибра 1 фунт (51 мм) и четырех однофунтовых фальконетов, закрепленных на бортах.

На каждое судно полагалась команда из 15 рядовых во главе с унтер-офицером. Все нижние чины судовых команд вооружались ружьями со штыками в ножнах. Поскольку члены команд должны были обладать различными навыками, совмещающими и работу веслами, парусами, обслуживание  артиллерии, то половина команды гардкоута укомплектовывалась рядовыми старшего оклада, что приравнивалось к армейским ефрейторам.

Командовать ротами должны были командир (поручик) и его помощник (подпоручик). Чины командиров рот были установлены по аналогии с ротами флотских экипажей, где командирами были лейтенанты. Все офицеры должны были знать морское дело. Каждому офицеру полубатальона полагался денщик, а командиру, как штаб-офицеру, – три.

Нижними чинами роты руководил фельдфебель. Кроме того в роте полагалось иметь двух барабанщиков, одного писаря, одного фельдшера и одного цирюльника. Таким образом предполагалось, что команды гардкоутов будут патрулировать свою зону ответственности (примерно 200 верст на одно судно), а  офицеры контролировали бы их деятельность в пределах половины участка роты. В соответствии с этим на полубатальон отпускались большие прогонные суммы. На зимнее время команды расквартировывались  по крупным волжским городам (ПСЗРИ, собр.2. №21933).

 
 

Нестроевые нижние чины второго полубатальона Военно-рабочего №9 батальона.

 

<Увеличить>

Обмундирование строевых нижних чинов полубатальона состояло из мундирной куртки и брюк темно-зеленого сукна. Мундирная куртка отличалась от мундира отсутствием фалд. Воротник, обшлага с клапанами и погоны строились из черного сукна. Куртка и брюки отделывались выпушками светло-зеленого сукна. Воротник имел не только выпушку по верхнему краю, но и "учёную" по нижнему. На погонах прорезалась шифровка с подложкой светло-зеленого сукна. Пуговицы полагались оловянные с изображением скрещенных лопаты и якоря. Такое же изображение из белой жести полагалось на киверах флотского образца. Кроме того нижним чинам полагались летние холщовые брюки. Каждому строевому нижнему чину полагалась фуражная шапка без козырька темно-зеленого сукна с черным околышем и светло-зелеными выпушками.

Дополнительно строевые нижние чины получали голландскую (матросскую) рубаху и брюки из канифаса.

Амуничные вещи  (ранцы, патронные сумы, ножны для штыков) носились на черных лакированных ремнях.

 

Рядовой второго полубатальона Военно-рабочего №9 батальона в шинели.

 

<Увеличить>

 

У унтер-офицеров и фельдфебелей воротники и обшлага обшивались серебряным галуном.

В мае 1830 года эта же форма была установлена для команд яхт и трешкоутов ведомства Путей Сообщения. (ПСЗРИ, собр.2. №3647).

Нестроевые нижние чины унтер-офицерского звания (писаря, фельдшеры) носили однобортные темно-зеленые сюртуки со светло-зелёными выпушками и серые брюки с черной выпушкой. Воротники и обшлага имели унтер-офицерские отличия.

Цирюльникам полагались серые куртки и брюки с чёрными выпушками.

Всем нестроевым полагались темно-зеленые фуражки с черными околышами и кожаными козырьками.

Все нижние чины имели серые однобортные шинели со стоячим воротником, как на мундирах.

Офицеры носили однобортные мундиры с фалдами с черными обшлагами и воротниками и светло-зелёными выпушками, как у нижних чинов,. Эполеты полагались серебристые с полем серебристого галуна на черном подбое с золотистыми шифровками и коваными звездочками по чинам (ПСЗРИ, собр.2. №800). Весь остальной металлический прибор полагался посеребрёный. Кроме мундира офицеры носили двубортные сюртуки. В качестве холодного оружия им полагались шпаги.

До навигации 1830г. было приняты еще два узаконения, касающихся этой воинской части. В январе 1830г. были утверждены флаги судов Путей сообщения. Для них был установлен флаг по типу военно-морского Андреевского, но с косым крестом зелёного цвета. Гюйс гардкоутам был отменен(ПСЗРИ, собр.2. №3423.).

Вторым узаконением, изданным в апреле, был решен кадровый вопрос. Начальство поостереглось предоставлять полную самостоятельность унтер-офицерам, командующим гардкоутами. Было решено назначить на каждое судно по офицеру (ПСЗРИ, собр.2. №3600.). Соответственно, число офицеров в полубатальоне увеличилось до 20. Командиры рот стали капитанами, их помощники – штабс-капитанами, остальные командиры гардкоутов – поручики и подпоручики. Офицеры полубатальона в основном производились из нижних чинов (ПСЗРИ, собр.2. №6746.), причем, для повышения в чине офицеров  учитывалась не выслуга, а только заслуги и наличие вакансий.

   

Следующая страница

   3