ФОРМА ВОЕННЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ РУССКОЙ АРМИИ

К.С.Васильев

 

В конце  XIXв. в военном деле происходит техническая революция. Появляются новые виды вооружений и военной техники. На оснащение вооруженных сил приходят и некоторые виды техники, уже получившие признание "на гражданке". Среди них был и такой вид транспорта, как велосипед. К тому времени он получил широкое признание среди состоятельной публики, в том числе и в России, как спортивный снаряд, и как средство летнего транспорта.

В 1887г. князь Б.Д.Потёмкин составил и издал  книгу под названием "Велосипед и его применение в военном деле". В летнее время велосипед (по тогдашней терминологии – самокат) позволял  перемещать пехотные подразделения со скоростью и на расстояния, как минимум, сравнимые с  возможностями кавалерии. В бою в пешем порядке велосипед в отличие от лошади, не требовал отвлечения значительной части личного состава в качестве коноводов. Велосипедист перемешается по дороге практически бесшумно, что бесценно в разведке. Также удобен был велосипед и как средство передвижения связных. Естественно, в пехотных частях Императорской Российской армии в 1890-х годах были введены должности ординарцев-самокатчиков. В 1897г. сводная команда самокатчиков успешно приняла участие в маневрах под Белостоком.

Для удобства работы самокатчикам выдавалась спецодежда, точнее, добавочное обмундирование, Высочайше утверждённое 14 июля 1892г. (ПСЗРИ собр.3, №8852, от 14 июля 1892г.) Оно состояло из  рубахи, сшитой из мундирного сукна, непромокаемой плащ-накидки и фуражки с козырьком. Им также полагалась нагрудная сумка для документов.

Фотографии  самокатчиков в форме  обр. 1892г.

 

<Подробнее>

Эффективность боевых действий самокатчиков была подтверждена уже в начале Первой Мировой войны. Поэтому летом 1915г. было принято решение о формировании  самокатных частей на уровне отдельных рот и батальонов, придаваемых пехотным и кавалерийским дивизиям. Для подготовки кадров этих частей была сформирована Отдельная Запасная Самокатная рота. По Высочайшему повелению для этой роты была введена особая форма одежды (Приказ по Военному ведомству №282 от 12 июня 1915г.). Эта форма представляла собой сочетание элементов пехотной, кавалерийской формы и формы инженерных войск (автомобильных и войск связи), подчеркивая тем самым то, что  самокатные части сочетают тактические свойства этих родов войск.

 

Форма одежды Отдельной Запасной Самокатной роты

1. Летняя форма офицеров

2. Летняя форма нижних чинов

 

1. Зимняя форма офицеров

2. Зимняя форма нижних чинов

3. Зимняя форма офицеров в пальто.

<Увеличить>

 

<Увеличить>

От пехоты роте достался золотой прибор и желтый цвет шифровки на походных погонах нижних чинов. От кавалерии ей достался погон и клапан на воротниках шинелей и пальто с выпушкой, отличающейся от цвета поля (зеленое поле и желтая выпушка) и серо-синие шаровары с кантами офицеров. От автомобильных войск рота получила автомобильные фуражки и офицерские кортики. А желтый цвет выпушек на погонах, воротниковых клапанах  и обмундировании отсылал к традициям почтово-телеграфного ведомства (связь). Вооружались самокатчики драгунскими винтовками и штыками в ножнах. Для роты был введен особый погонный спецзнак: велосипед наложенный на скрещенные винтовки. Скорее всего, эта форма, как и форма других частей технических войск, введенная во время Первой Мировой войны, предполагалась, как временная, поскольку она полностью соответствовала нормам военного времени, введённым Приказом по Военному ведомству №535 от 1914г. и не предусматривала парадного обмундирования и эполет.

Фотографии чинов самокатных рот времён Первой Мировой войны.

   

<Подробнее>

Вслед за Отдельной Запасной Самокатной ротой  были сформированы войсковые самокатные части.  Всего до 1917г. было сформировано, по меньшей мере, семь отдельных самокатных батальонов в составе трёх-четырех отдельных самокатных рот и 11 отдельных самокатных рот, не включенных в состав батальонов. Все самокатные роты имели сквозную нумерацию. Роты сводились в батальоны независимо от их нумерации. Кроме велосипедистов в составе самокатных частей появились мотоциклисты. Правда, большой проблемой стало снабжение этих частей материальной частью. Российская промышленность с трудом справлялась с поставками велосипедов, что было вызвано, в первую очередь, перепрофилированием главного велосипедного завода "Дукс" на выпуск аэропланов. Мотоциклов в России вообще не производили. Тем не менее в ходе боевых действий летом 1917г. самокатные части проявили себя самым лучшим образом.

Реконструкция погон чинов Отдельной Запасной Самокатной роты

 

Реконструкция погон чинов самокатных частей

 
   

Младший унтер-офицер Подпоручик (походный погон) Поручик (повседневный погон)   Подполковник 1 самокатного батальона (повседневный погон) Рядовой 7-й самокатной роты Прапорщик 10-й самокатной роты (походный погон)

О форме этих частей точных сведений нет, но большинство исследователей согласны с тем, что скорее всего, им была присвоена та же форма, что и для Отдельной Запасной самокатной роты, но с изменённой шифровкой: под спецзнаком на погоне располагался номер роты.

Источники:

1. Полное Собрание Законов Российской Империи собр.3, №8852, от 14 июля 1892г.

2. Приказ по Военному ведомству №282 от 12 июня 1915г.

3. РОССИЙСКИЕ ВЕЛОВОЙСКА (САМОКАТЧИКИ) 

http://eremkin-kub.livejournal.com/299397.html

4. Крути педали...если дороги есть. ( 90 фото )

http://oper-1974.livejournal.com/634322.html

5.Шифровка на погон самокатных войск. Тема в разделе "Императорская Россия до 1917", создана пользователем Wolf09, 11 мар 2013

http://smolbattle.ru/threads/Шифровка-на-погон-самокатных-войск.20888/

6. "Сержант" № 48-49