Добровольный флот

К.С.Васильев

 

 

 
  Флаг Добровольного флота
 
  Пароход-крейсер "Смоленск"
 
  Пароход "Москва"
 
  Пароход "Орёл" (первый)
 
  Госпитальное судно "Кострома"
 
  Пароход "Орёл" (второй)

В ходе Русско-турецкой войны в 1878г. в России появилась уникальная структура, которая, являясь юридически коммерческой судоходной компанией, стала частью военно-морских сил Империи. Называлась эта компания – Добровольный флот. Первые пароходы Добровольного флота были приобретены в Германии на собранные по всенародной подписке деньги. Это были крупные быстроходные коммерческие суда, пригодные для переоборудования во вспомогательные крейсера. Одновременно было закуплено и вооружение для них.

В мирное время пароходы Добровольного флота употреблялись для перевозок грузов и пассажиров на линиях, имевших важное государственное значение. В первую очередь они обслуживали сообщение между Одессой и портами русского Дальнего Востока. Судам Добровольного флота полагалась государственная дотация. Весь же доход от деятельности Добровольного флота обращался на закупку новых судов. Пароходам Добровольного флота был присвоен особый флаг.

В случае военной необходимости часть судов  Добровольного флота переоборудовалось во вспомогательные крейсера для рейдерских операций на морских коммуникациях противника и его союзников. Для этого на палубах они имели соответствующие места крепления артиллерийского и иного вооружения. Сами орудия и боезапас для них хранились в трюмах. Установка вооружения могла быть произведена силами команды без захода в свои порты.

Другие суда становились транспортными и иными (например, госпитальными) судами вспомогательного флота.

Управлялся Добровольный флот вначале подконтрольным Правительству Обществом Добровольного флота, а с введением в действие  Высочайше утверждённого 24 февраля 1886г. Временного Положения о Добровольном флоте (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т. 6, №3540 от 24 февраля 1886г.) непосредственно Морским министерством. Таким образом, Добровольный флот был действующим резервом военно-морских сил России. Суда Добровольного флота участвовали во всех военных конфликтах конца XIX – начала ХХ века, в которые была вовлечена Российская Империя.

В соответствии с Временным Положением должности командиров, офицеров, механиков и врачей замещались как офицерами, механиками и врачами морского ведомства, состоящими на действительной службе, так и гражданскими специалистами из русских подданых. Аналогичным образом набирались матросы, машинисты и кочегары. При этом всё довольствие военнослужащим обеспечивалось из средств Добровольного флота.

В 1881г. служащим Добровольного флота было Высочайше утверждено форменное обмундирование (Полное собрание законов Российской Империи, собр.2, т.55, №61778 от 23 февраля 1881г.). Судя потому, что вводилось оно только для лиц начальствующего состава, матросы носили ту же форму, что и нижние чины военного флота.

Цвет формы начальствующего состава был установлен такой же, как и в военном флоте, тёмно-зелёный (мундирный, т.е. почти чёрный). Также был установлен образец форменных пуговиц с изображением якоря и инициалов «Д-Ф» золотистого и серебристого цвета. Покрой не был регламентирован, но можно предположить, что служащие Добровольного флота при построении обмундирования не слишком  уклонялись от образцов военно-морской формы.

 

Форма капитана и младшего штурмана Добровольного флота образца 1881г.

 

<Увеличить>

 

Для капитанов и их помощников устанавливался золотой металлический прибор. На обшлагах рукавов нашивались широкие галуны: у капитана в три ряда, у старшего помощника – в два, у младшего помощника – в один.

Для штурманов и механиков вводился серебряный прибор. Галуны на рукавах нашивались у старших штурманов и механиков в два ряда, у младших – в один.

Фуражка изготавливалась из темно-зелёного сукна без кантов. На околыше нашивались знаки различия из узкого галуна, как на рукавах. На тулье размещалась круглая кокарда классных чинов.

Образцы галуна и его ширина не устанавливались, но, судя по образцовому рисунку, я пришёл к выводу, что предполагалось использовать галун гражданского рисунка.

31 августа 1899г. было введено новое, Высочайше утвержденное, «Описание формы одежды служащих в Добровольном флоте,  не имеющих другой присвоенной им формы». (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.19, №17532 от 31 августа 1899г.) Таким образом, уже из заголовка видно, что эта форма распространялась на лиц вольнонаёмного состава флота. Далее, из текста следует, что полагалась данная форма капитанам, помощникам капитанов, механикам и врачам. То есть, остаётся предполагать, что все матросы продолжали носить форму военного флота.

 
 

1.Старший помощник капитана Добровольного флота в укороченном пальто (тужурке).

2.Капитан Добровольного флота в парадной форме образца 1899г.

 

<Увеличить>

В отличие от предыдущей формы данный документ  был достаточно подробным. Описанием устанавливалась парадная и обыкновенная формы.

Парадная форма состояла из мундира чёрного сукна, который представлял собой так называемый «сюртук гражданского покроя», то есть открытый двубортный сюртук с отложным воротником. Металлический прибор для всех служащий был одинаковым, золотым. Кроме пуговиц на бортах сюртука и на концах клапанов задних карманов, имелись по две малые пуговицы на рукавах – по одной на обшлаге и по другой выше. На воротнике размещалось «шитьё, состоящее из обшивки гладью шириной в 1/8 вершка (5,6 мм) вокруг всего воротника, с оставлением по его кромке чёрной выпушки. По углам концов воротника, по направлению указанной обшивки, рядом с внутренней её кромкою, вышит вьющийся петлями канат (трос) (так в оригинале – прим. автора) и по два скрещёных якоря, перевитых таким же канатом и увенчанных Императорскою короною.»

 

1.Младший помощник капитана Добровольного флота в обыкновенной форме образца 1899г

2.Судовой врач в кителе.

 

<Увеличить>

 

«Для отличия должностей, на рукавах мундира имеется нашитым выше вторых пуговиц, гладкий (очевидно «армейский» – прим. автора) золотой галун в 5/16 вершка (14 мм) шириною: у Младшего Помощника Капитана и Младшего Механика в два ряда и у Старшего Помощника, Старшего Механика и Судового Врача в три ряда; у Капитана нарукавное отличие состоит из одного ряда галуна в 5/8 вершка (28 мм) шириною, с прибавлением такого же отличия, как у Старшего Помощника. Расстояние между рядами галунов должно быть вполовину уже ширины галуна».

«Для более резкого отличия Капитана и его Помощников от Механиков и Врачей, у первых из них верхний ряд галуна нашивается со стрелкою, ка показано на рис…., а у последнихпросвет между галунами делается из цветного сукна: у Механиков тёмносинего, а у Врачей малинового…».

«У плечевых швов мундира, поперёк плеча, имеются продолговатые четырёхугольные плечевые отличия из тёмносинего сукна, обрамлённые золотою, вышитою гладью рамкою…. На синем поле отличия имеются вышитые серебром звёзды: у Младшего Помощника и Младшего Механика ­­– по одной, у Старшего помощника, Старшего Механика и Врача – по две и Капитана – три звезды.»

 
 

1.Старший механик Добровольного флота в пальто.

2.Младший помощник капитана Добровольного флота в обыкновенной форме образца 1899г.

 

<Увеличить>

Кроме того при парадной форме полагалось носить белый суконный однобортный жилет, фуражку с галунным околышем, кортик и белые замшевые перчатки.

Фуражка служащим Добровольного флота полагалась черного сукна с двумя темно-синими выпушками по верху и низу околыша. На околыш прикреплялась круглая кокарда гражданского образца и подбородный ремешок на двух малых пуговицах. В летнее время на тулью надевался белый чехол. При парадной форме на околыш надевался золотой галун с тёмно-синей полосой посередине. Ширина галуна соответствовала высоте околыша без выпушек.

Кортик носился при парадной форме и при обыкновенной форме на берегу, а также  на судне для встречи начальствующих лиц. Кортик носился на шелковой поясной портупее,  отличавшейся от военной тем, что застёгивалась посредством бляхи вместо крючка.

При обыкновенной форме полагалось носить сюртук гражданского покроя из черного сукна. Без кортика его разрешалось носить расстёгнутым. На судах при исполнении служебных обязанностей разрешалось носить укороченное пальто (тужурку). В жаркое время полагался китель. Жилет однобортный, белый или черный.

Для холодного времени полагалось чёрное пальто военного образца.

На сюртуке, тужурке, кителе и пальто полагались только нарукавные знаки различия.

Перчатки могли употребляться как замшевые серого цвета, так и шерстяные.

 Что касается прикомандированных к Добровольному флоту офицеров, инженер-механиков и врачей Морского ведомства, то они носили присвоенную им военную форму, с тем только отличием, что галунные контр-погончики на эполетах для них устанавливались из галуна против присвоенного данному чину металлического прибора. То есть, морские офицеры и инженер-механики (после 1913г.) имели серебряный контр-погончик, а офицеры по адмиралтейству, инженер-механики (до 1913г.) и врачи – золотой (Полное собрание законов Российской Империи, собр.3,т.19, №16753 от 31 апреля 1899г.)

Источники информации:

1.  Полное собрание законов Российской Империи, собр.2, т.55, №61778 от 23 февраля 1881г.

2.  Полное собрание законов Российской Империи, собр.3, т.6, №3540 от 24 февраля 1886г.

3.  Полное собрание законов Российской Империи, собр.3,т.19, №16753 от 31 апреля 1899г.

4.  Полное собрание законов Российской Империи, собр.3,т.19, №17532 от 31 августа 1899г.

5. Материалы из сети Интернет.