О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ БРИТАНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ФЛОТА ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 Д.Э.Белокуров

 

Британский Королевский военно-морской флот (British Royal Navy) к началу Второй мировой войны представлял собой не только мощную военную машину (в его составе насчитывалось 15 линкоров, 7 авианосцев, 66 крейсеров, 184 эсминца, 60 подводных лодок, 45 сторожевиков и кораблей сопровождения), но и хорошо структурированную иерархическую систему, в основе которой лежало деление всего личного состава по рангам оплаты (pay grade). При этом уровень доходов и офицеров, и нижних чинов зависел от целого ряда факторов.
      Доход военнослужащих, в первую очередь, определялся чином и занимаемой должностью. Линейка чинов Британского Королевского ВМФ представлена на рис.1.


   
 

Рис.1. Чины Королевского военно-морского флота с примерным эквивалентом РККФ


Рис.2 демонстрирует нарукавные знаки различия Королевского ВМФ периода Второй мировой войны. Сразу оговорюсь, что, наряду с нарукавными знаками различия, офицеры и адмиралы носили еще и погоны (знаки различия на которых, до коммодора 2 ранга включительно, один к одному повторяли нарукавные, а, начиная с коммодора 1 ранга, знаки различия на погонах были иными), однако для упрощения в дальнейшем будем руководствоваться именно нарукавными знаками различия. Исключение - знаки различия мичмана, которые с момента их введения в 1758 году не претерпели никаких изменений и по-прежнему носились на воротнике. Также следует обратить внимание на тот факт, что коммодор 1 ранга и контр-адмирал носили идентичные нарукавные знаки различия, но отличались знаками различия на погонах (рис.3)

   
 

Рис.2. Нарукавные знаки различия Королевского ВМФ 1 - юнга 2 класса/юнга 1 класса/матрос/опытный матрос, 2 - ведущий матрос, 3 - старшина, 4 - главстаршина, 5 - уоррент-офицер, 6 - мичман (белый клапан на воротнике), 7 - суб-лейтенант, 8 - лейтенант, 9 - лейтенант-коммандер, 10 - коммандер, 11 - капитан, 12 - коммодор 2 ранга, 13 - коммодор 1 ранга /контр-адмирал, 14 - вице-адмирал, 15 - адмирал, 16 - адмирал флота


 
 

Рис.3. Погоны коммодора 1 ранга (1) и контр-адмирала (2)


Нарукавные знаки различия офицеров-специалистов отличались наличием цветных "вставок" в промежутках между полосками золотого галуна. При этом цвета были традиционными для британского флота: инженеры носили пурпурный, финансисты - белый, медики предпочитали алый и т.д. (рис.4).

   
 

Рис.4. Нарукавные знаки различия офицеров-специалистов на примере коммандера 1 - инженерная служба (engineers), 2 - финансовая служба/служба обеспечения/секретариат (accountants/supply/secretariat), 3 - медицинская служба (medical), 4 - стоматологическая служба (dental), 5 - инструктора/наставники (instructors/schoolmasters), 6 - электротехническая служба (electric engineers), 7 - служба вооружения (ordnance), 8 - судоремонтная/судомонтажная служба (shipwright/naval constructors)


Помимо основного флота, Королевские военно-морские силы располагали еще двумя структурами - Королевским военно-морским добровольческим резервом (Royal Naval Volunteer Reserve) и Королевским военно-морским резервом (Royal Naval Reserve), из которых, по мере необходимости, пополнялся офицерский состав основного флота. Обе структуры обладали собственными нарукавными знаками различия - так, рис.5 демонстрирует знаки различия Королевского военно-морского добровольческого резерва, а на рис.6 представлены нарукавные знаки различия Королевского военно-морского резерва.

   
 

Рис.5. Нарукавные знаки различия Королевского Военно-морского добровольческого резерва 1 - уоррент-офицер, 2 - мичман (пурпурный клапан на воротнике), 3 - суб-лейтенант, 4 - лейтенант, 5 - лейтенант-коммандер, 6 - коммандер, 7 - капитан, 9 - коммодор 2 ранга


   
 

Рис.6. Нарукавные знаки различия Королевского Военно-морского резерва 1 - уоррент-офицер, 2 - мичман (синий клапан на воротнике), 3 - суб-лейтенант, 4 - лейтенант, 5 - лейтенант-коммандер, 6 - коммандер, 7 - капитан, 9 - коммодор 2 ранга


Кстати, в Добровольческом резерве в чине коммандера служил и небезызвестный Иан Флеминг, создатель Джеймса Бонда.
        Не была обделена вниманием и прекрасная половина человечества - для тех, кто хотел внести посильную лепту в развитие Королевского ВМФ, была создана Женская Королевская военно-морская служба (Women's Royal Naval Service). Вполне естественно, что женщины в море не ходили, служили исключительно на берегу, выполняя функции писарей, телеграфистов, шифровальщиков и т.п., но при этом Служба обладала собственными званиями и соответствующими знаками различия (рис.7).

 
 

Рис.7. Нарукавные знаки различия Женской Королевской военно-морской службы 1 -третий офицер ( third officer), соответствовал чину суб-лейтенанта, 2 - второй офицер (second officer), соответствовал чину лейтенанта, 3 - первый офицер (first officer), соответствовал чину лейтенант-коммандера, 4 - старший офицер (chief officer), соответствовал чину коммандера, 5 - суперинтендант (superintendant), соответствовал чину капитана, 6 - заместитель директора (deputy director), соответствовал чину коммодора, 7 - директор (director), соответствовал чину контр-адмирала


Хотелось бы еще остановиться на некоторых особенностях ношения знаков различия матросами и старшинами.
        У ведущего матроса (leading seaman) и старшины (petty officer) знаки различия воинского звания (якорь и скрещенные якоря с короной над ними соответственно) располагались на левом рукаве выше локтя. Как правило, под знаком различия могли носиться так называемые Good Conduct Chevrons (шевроны "За безупречную службу"), которые также давали дополнительный бонус к оплате. Один шеврон соответствовал безупречной службе в течение не менее 3 лет, два шеврона - не менее 8 лет, три шеврона - 13 лет и более.
        Специальность и соответствующее должностное звание (классность) специалиста можно было определить по нашивке, которую все нижние чины вплоть до старшины носили на правом рукаве выше локтя (рис.8,а,б).
        Чин главстаршины (chief petty officer) определялся тремя расположенными на одной горизонтали пуговицами на манжетах обоих рукавов (рис.2), нашивки же специалиста на рабочей форме располагались на правом рукаве выше локтя, а на повседневной - на обоих концах воротника (рис.8,в).
        Следует отметить, что должностное звание не всегда корреспондировалось с воинским званием - нередки были случаи, когда специалист более низкого воинского звания по классности превосходил обладателя более высокого воинского звания.

 
 

Рис.8. Примеры размещения знаков различия нижних чинов Королевского ВМФ а - ведущий кочегар в звании ведущего матроса с 8 и более годами беспорочной службы, б - старший судоремонтник в звании старшины с 3 и более годами беспорочной службы; в - помощник комендора в звании главстаршины, повседневная форма


В таблице на рис.9 приведен перечень основных флотских специальностей нижних чинов.

 
 

Рис.9. Перечень основных специальностей нижних чинов Королевского ВМФ (с переводом)


Разновидностей нашивок специалистов было немало, во всяком случае, достаточно для отдельной статьи; тем не менее, с некоторыми из них можно ознакомиться на рис.10. Вполне понятно, что профессиональный уровень (уровень классности) обеспечивал специалисту дополнительную прибавку к заработку

 
 

Рис.10. Должностные нашивки нижних чинов-специалистов 1 - канониры (gunners): а - канонир 3 класса на квартердеке (quarters rating 3rd class), б - канонир-дальномерщик 2 класса (control rating 2nd class), в - канонир-наводчик первого класса (layer rating 1st class), г - помощник комендора (gunner's mate); 2 - кочегары (stokers): а - кочегар 2 класса (stoker 2nd class), б - ведущий кочегар (leading stoker), в - старшина- или главстаршина-кочегар (petty officer and chief petty officer stoker); 3 - судоремонтники (shipwright): а - младший специалист 4 класса (и.о.) и 5 класса (artisan 4th (acting) and 5th class), б - старший кузнец, старший водопроводчик и .д. 1, 2, 3 и 4 класса (chief blacksmith, chief plumber etc 1st, 2nd, 3rd, 4th class), в - старший судоремонтник (chief shipwright); 4 - сигнальщики визуальной связи (visual signalmen): а - подготовленный оператор (trained operator), б - сигнальщик 3 класса (visual signalman 3rd class), в - сигнальщик 2 класса, рядовой состав (visual signalman 2nd class, other rating), г - сигнальщик 2 класса, старшинский состав (visual signalman 2nd, chief petty officer and petty officer), д - сигнальщик 1 класса (visual signalman 1 st class); 5 - торпедисты (torpedo): а - матрос-торпедист (seaman torpedoman), б - ведущий торпедист (leading torpedoman), в - ведущий торпедист маломощных торпед (leading torpedoman low power), г - помощник торпедиста-комендора (torpedo gunner's mate), д - рулевой торпедного катера (torpedo coxswain); 6 - фотографы (photographers): а - фотограф (photographer), б - ведущий фотограф (leading photographer), в - старшина- или главстаршина-фотограф (petty officer/chief petty officer photographer); 7 - механики-мотористы (motor mechanics): а - механик-моторист ( motor mechanic), б - главный механик-моторист (chief motor mechanic); 8 - инструктора по физической подготовке и оздоровительным тренировкам (physical and recreational training): а - инструктор ФП и ОТ 2 класса (physical and recreational training instructor 2nd class), б - инструктор ФП и ОТ 1 класса (physical and recreational training 1st class); 9 - служащий лазарета (sick berth rating); 10 - писарь (writer); 11 - кок (cook)


Как все мы знаем, основной денежной единицей Соединенного Королевства является фунт стерлингов (Pound Sterling, обозначается как "£").
        В интересующий нас период (а также до него, а затем вплоть до 1970 года, когда Туманный Альбион перешел на десятичную систему) фунт стерлингов состоял из 20 шиллингов (Shilling, на письме обозначается буквой "s"); в свою очередь, шиллинг насчитывал 12 пенсов (Pence, обозначается на письме буквой "d"). Таким образом, в фунте стерлингов было 240 пенсов.
        Во время Второй мировой войны 1 фунт соответствовал 4,03 американского доллара.
        Поскольку в дальнейшем все данные приводятся в британской монетарной системе, каждая таблица содержит либо три графы ("£"для фунтов, "s" для шиллингов и "d" для пенсов), либо две ("s" для шиллингов и "d" для пенсов).
        Покупательную способность британской валюты того периода хорошо демонстрирует таблица на рис.11. При этом следует учитывать, что в то время в Великобритании была введена карточная система (Rationing) на ряд продуктов питания, сигареты, бензин и т.п., однако цены являются актуальными для того времени.

 
 

Рис.11. Средняя цена на некоторые продукты питания в Великобритании в 1942 году


Денежные средства, получаемые офицерами и адмиралами, складывались из двух составляющих: собственно жалованья (Full Pay), напрямую зависевшего от чина (что называется, "за звездочки"), и денежного довольствия (Allowances), уровень которого определялся занимаемой должностью и специализацией. Расчет обеих составляющих осуществлялся поденно и фиксировался в соответствующем документе Адмиралтейства, именуемом "Pay of the Royal Navy" ("Оплата в Королевском флоте").
        На рис.12 приведена таблица жалованья офицеров и адмиралов строевого состава (Executive Officers) согласно приказа Адмиралтейства от 1942 года. Следует обратить внимание, что, в случае лейтенант-коммандера, коммандера и капитана учитывалось их семейное положение, и для них существовало т.н. "брачное пособие" (Marriage Allowance), компенсировавшее налоги для семейных пар. Это нашло отражение и в приведенной таблице - женатые/вдовые офицеры получали жалованье согласно графы А, а холостые - согласно графы В
        Кроме того, уровень жалованья офицеров до капитана включительно зависел от выслуги. На адмиралов это правило уже не распространялось.

 
 

Рис.12. Жалованье офицеров и адмиралов Королевского ВМФ (строевой состав) Для лейтенант-коммандера, коммандера и капитана: графа А - женатые/ вдовые офицеры, графа В - холостые офицеры


Если офицера переводили в основной состав из Королевского военно-морского резерва, то при начислении жалованья для лейтенантов учитывались не только выслуга, но и возраст (рис.13 ). При этом повышение жалованья осуществлялось по принципу "что прежде", то есть в зависимости от того, что наступало раньше - достижение соответствующего возраста или соответствующего стажа. Для всех остальных чинов от лейтенант-коммандера и выше применялась обычная система начисления жалованья согласно рис.12.

 
 

Рис.13. Жалованье офицеров Королевского военно-морского резерва, переведенных в основной состав

Жалованье офицеров-специалистов зависело от их специализации и, что вполне естественно, от выслуги.
        На рис.14, 15, 16 и 17 в качестве примера приведены таблицы поденного жалованья офицеров инженерной службы, финансовой службы и медицинской службы. Интересно, что стоматологическая служба, являясь частью медицинской службы (официально, офицеры-стоматологи именуются офицерами медицинской службы, с добавлением буквы D - dentist), тем не менее, выделена в отдельное подразделение; при этом жалованье стоматологов несколько уступает жалованью "настоящих" медиков.

 
 

Рис.14.. Жалованье офицеров и адмиралов инженерной службы Королевского ВМФ


 
 

Рис.15. Жалованье офицеров и адмиралов финансовой службы Королевского ВМФ


 
 

Рис.16. Жалованье офицеров и адмиралов медицинской службы Королевского ВМФ


 
 

Рис.17. Жалованье офицеров стоматологической специализации медицинской службы



Все вышеизложенное касалось строевых офицеров и офицеров-специалистов, получивших образование в соответствующих военных учебных заведениях (например, Britannia Royal Naval College - Военно-морской колледж "Британия" в Дартмуте или Royal Naval Engineering College - Королевский военно-морской инженерный колледж в Манадоне, Плимут).
        Однако, помимо них, существовали также и офицеры, выслужившиеся из уоррент-офицеров. Для подобных случаев имелась отдельная система начисления жалованья (рис.18 ).

 
 

Рис.18. Жалованье уоррент-офицеров и офицеров, произведенных в чин из уоррент-офицеров


Хотелось бы также упомянуть о службе, занимавшейся воспитательной работой и отвечавшей за духовное состояние военнослужащих - о корпусе капелланов.
        Официальной церковью в Великобритании является англиканская, однако порядка 10% населения относится к католической конфессии. Все это не могло не найти отражения в структуре "духовных пастырей" флота, в котором доминировало две ветви корпуса капелланов: англиканская и католическая. Понятное дело, что за свою работу военные священники также получали жалованье, размер которого зависел исключительно от выслуги (рис.19).

 
 

Рис.19. Жалованье флотских капелланов


При этом должность капеллана флота (кстати, с фиксированным годовым доходом в 1358 фунтов стерлингов, что всего-навсего соответствовало примерно уровню капитана со сроком выслуги более 9 лет) мог занимать исключительно представитель официальной англиканской церкви. Вероятно, в качестве некоторой компенсации за это католические капелланы вне зависимости от семейного положения получали жалованье с учетом Marriage Allowance.
        Вторая составляющая дохода офицерского состава, денежное довольствие, складывалась из ряда статей, таких, как "Командирские деньги" (Command Money), "Представительские расходы" (Entertaining Allowance), "Довольствие специалистов" (Specialist Allowance), "Штурманское довольствие" (Navigating Allowance), "Столовые деньги", они же "Суточные" (Table Money), "Квартирное довольствие" (Lodging Allowance) и т.п.
        В таблицах на рис.20 и 21 приведены примеры основного денежного довольствия офицеров, а на рис.22 - коммодоров и адмиралов Королевского военно-морского флота.
        Кстати, обратите внимание - в ряде таблиц упоминается должностное звание Первого лейтенанта (First Lieutenant). Это именно должностное звание, а не чин, которое соответствует должности старшего помощника.

 
 

Рис.20. Денежное довольствие младших офицеров. В таблице упоминается должностное звание Первого лейтенанта, соответствующее должности старшего помощника.


 
 

Рис.21. Денежное довольствие старших офицеров


 
 

Рис.22. Денежное довольствие коммодоров и флаг-офицеров


Вышеперечисленные статьи, в первую очередь, касались строевых офицеров, поскольку офицеры-специалисты (инженеры, медики, финансисты и т.д.) имели собственную систему денежного довольствия (не путать с вышеупомянутым "Довольствием специалистов", применявшимся для военных специальностей).
        Примеры денежного довольствия ряда служб представлены в таблицах на рис. 23 (инженерная служба), 24 (финансовая служба) и 25 (медицинская служба).
        Контр-адмиралы инженерной службы (инженер-контр-адмиралы) не внесены в таблицу, поскольку получали денежное довольствие в каждом конкретном случае согласно соответствующему приказу Адмиралтейства.

 
 

Рис.23. Денежное довольствие офицеров инженерной службы


 
 

Рис.24. Денежное довольствие офицеров-финансистов


 
 

Рис.25. Денежное довольствие офицеров медицинской службы


Условия выплаты денежного довольствия уоррент-офицерам и офицерам, произведенным в офицерский чин из уоррент-офицеров, отличались от условий оплаты денежного довольствия офицерам "из гардемаринов" (рис.26).

 
 

Рис.26. Денежное довольствие уоррент-офицеров и офицеров, произведенных в чин из уоррент-офицеров


Помимо перечисленных, существовали еще иные виды довольствия офицеров и уоррент-офицеров, общего порядка, т.н. "Allowances-General", учитывавшие различные нюансы службы - например, "Подлодочное довольствие" (Submarine Allowances), распространявшееся на офицеров и уоррент-офицеров-подводников; "Гидрографический оклад" (Surveying Pay), выплачиваемый офицерам в дополнение к их жалованью за выполнение гидрографических исследований; "Адмиральское довольствие" (Admiralty Allowances), выплачиваемое на период откомандирования офицера для работы в Адмиралтействе, и ряд других.
        Доход нижних чинов также складывался из двух составляющих - собственно зарплаты, точнее, ставки (Wages), и вознаграждение в дополнение к ставке (Payment in Addition to Wages) за специализацию.
        Ставка была фиксированной и выплачивалась поденно, как следует из таблиц на рис.27 и 28. При этом уровень ставки зависел от даты поступления нижнего чина на службу - так, графа А демонстрирует доход лиц, вступивших в Королевский ВМФ до 5 октября 1925 года включительно, а графа В - после 5 октября 1925 года.

 
 

Рис.27. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота


 
 

Рис.28. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота (продолжение)


Поскольку практически каждый из нижних чинов мог выполнять какую-то работу согласно специализации, то в дополнение к основной ставке он получал определенное вознаграждение (рис.29).

 
 

Рис.28. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота (продолжение)


То есть, если, например, ведущий матрос со сроком службы более 3 лет (ставка 4 шиллинга 4 пенса в день), имеющий один шеврон за безупречную службу (3 пенса в день), выполнял работу наводчика 2 класса (6 пенсов в день), то его суммарный доход составлял 12 х 4 + 4 + 3 + 6 = 61 пенс, или 5 шиллингов 1 пенс в день. Что ж, на фунт говядины, пинту молока и дюжину яиц ему бы хватило. И еще 4 пенса осталось бы на мелкие расходы.
        Помимо собственно флота и сопутствующих береговых служб, в состав Королевских военно-морских сил входило еще два формирования - Королевская морская пехота (Royal Marines) и морская авиация (Fleet Air Arm), которым будет посвящена отдельная статья.

  Источники


1) Pay of the Royal Navy. London, 1942.
        2) Appendix to the Naval List, London, 1942
        3) Coleman E. Rank and Rate - Royal Naval Officers' Insignia Since 1856. Malborough: The Crowood Press Ltd, 2009
        4) Consumer Price Inflation, 1914-1947


Рисунки автора