О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ БРИТАНСКОГО КОРОЛЕВСКОГО ФЛОТА ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Д.Э.Белокуров
Британский Королевский военно-морской флот (British Royal Navy) к началу Второй мировой войны представлял собой не только мощную военную машину (в его составе насчитывалось 15 линкоров, 7 авианосцев, 66 крейсеров, 184 эсминца, 60 подводных лодок, 45 сторожевиков и кораблей сопровождения), но и хорошо структурированную иерархическую систему, в основе которой лежало деление всего личного состава по рангам оплаты (pay grade). При этом уровень доходов и офицеров, и нижних чинов зависел от целого ряда факторов.
Рис.2 демонстрирует нарукавные знаки различия Королевского ВМФ периода Второй мировой войны. Сразу оговорюсь, что, наряду с нарукавными знаками различия, офицеры и адмиралы носили еще и погоны (знаки различия на которых, до коммодора 2 ранга включительно, один к одному повторяли нарукавные, а, начиная с коммодора 1 ранга, знаки различия на погонах были иными), однако для упрощения в дальнейшем будем руководствоваться именно нарукавными знаками различия. Исключение - знаки различия мичмана, которые с момента их введения в 1758 году не претерпели никаких изменений и по-прежнему носились на воротнике.
Также следует обратить внимание на тот факт, что коммодор 1 ранга и контр-адмирал носили идентичные нарукавные знаки различия, но отличались знаками различия на погонах (рис.3)
Рис.2. Нарукавные знаки различия Королевского ВМФ
1 - юнга 2 класса/юнга 1 класса/матрос/опытный матрос, 2 - ведущий матрос, 3 - старшина, 4 - главстаршина, 5 - уоррент-офицер, 6 - мичман (белый клапан на воротнике), 7 - суб-лейтенант, 8 - лейтенант, 9 - лейтенант-коммандер, 10 - коммандер, 11 - капитан, 12 - коммодор 2 ранга, 13 - коммодор 1 ранга /контр-адмирал, 14 - вице-адмирал, 15 - адмирал, 16 - адмирал флота
Рис.3. Погоны коммодора 1 ранга (1) и контр-адмирала (2)
Нарукавные знаки различия офицеров-специалистов отличались наличием цветных "вставок" в промежутках между полосками золотого галуна. При этом цвета были традиционными для британского флота: инженеры носили пурпурный, финансисты - белый, медики предпочитали алый и т.д. (рис.4).
Рис.4. Нарукавные знаки различия офицеров-специалистов на примере коммандера
1 - инженерная служба (engineers), 2 - финансовая служба/служба обеспечения/секретариат (accountants/supply/secretariat), 3 - медицинская служба (medical), 4 - стоматологическая служба (dental), 5 - инструктора/наставники (instructors/schoolmasters), 6 - электротехническая служба (electric engineers), 7 - служба вооружения (ordnance), 8 - судоремонтная/судомонтажная служба (shipwright/naval constructors)
Помимо основного флота, Королевские военно-морские силы располагали еще двумя структурами - Королевским военно-морским добровольческим резервом (Royal Naval Volunteer Reserve) и Королевским военно-морским резервом (Royal Naval Reserve), из которых, по мере необходимости, пополнялся офицерский состав основного флота. Обе структуры обладали собственными нарукавными знаками различия - так, рис.5 демонстрирует знаки различия Королевского военно-морского добровольческого резерва, а на рис.6 представлены нарукавные знаки различия Королевского военно-морского резерва.
Рис.5. Нарукавные знаки различия Королевского Военно-морского добровольческого резерва
1 - уоррент-офицер, 2 - мичман (пурпурный клапан на воротнике), 3 - суб-лейтенант, 4 - лейтенант, 5 - лейтенант-коммандер, 6 - коммандер, 7 - капитан, 9 - коммодор 2 ранга
Рис.6. Нарукавные знаки различия Королевского Военно-морского резерва
1 - уоррент-офицер, 2 - мичман (синий клапан на воротнике), 3 - суб-лейтенант, 4 - лейтенант, 5 - лейтенант-коммандер, 6 - коммандер, 7 - капитан, 9 - коммодор 2 ранга
Кстати, в Добровольческом резерве в чине коммандера служил и небезызвестный Иан Флеминг, создатель Джеймса Бонда.
Рис.7. Нарукавные знаки различия Женской Королевской военно-морской службы
1 -третий офицер ( third officer), соответствовал чину суб-лейтенанта, 2 - второй офицер (second officer), соответствовал чину лейтенанта, 3 - первый офицер (first officer), соответствовал чину лейтенант-коммандера, 4 - старший офицер (chief officer), соответствовал чину коммандера, 5 - суперинтендант (superintendant), соответствовал чину капитана, 6 - заместитель директора (deputy director), соответствовал чину коммодора, 7 - директор (director), соответствовал чину контр-адмирала
Хотелось бы еще остановиться на некоторых особенностях ношения знаков различия матросами и старшинами.
Рис.8. Примеры размещения знаков различия нижних чинов Королевского ВМФ
а - ведущий кочегар в звании ведущего матроса с 8 и более годами беспорочной службы, б - старший судоремонтник в звании старшины с 3 и более годами беспорочной службы; в - помощник комендора в звании главстаршины, повседневная форма
В таблице на рис.9 приведен перечень основных флотских специальностей нижних чинов.
Рис.9. Перечень основных специальностей нижних чинов Королевского ВМФ (с переводом)
Разновидностей нашивок специалистов было немало, во всяком случае, достаточно для отдельной статьи; тем не менее, с некоторыми из них можно ознакомиться на рис.10. Вполне понятно, что профессиональный уровень (уровень классности) обеспечивал специалисту дополнительную прибавку к заработку
Рис.10. Должностные нашивки нижних чинов-специалистов
1 - канониры (gunners): а - канонир 3 класса на квартердеке (quarters rating 3rd class), б - канонир-дальномерщик 2 класса (control rating 2nd class), в - канонир-наводчик первого класса (layer rating 1st class), г - помощник комендора (gunner's mate); 2 - кочегары (stokers): а - кочегар 2 класса (stoker 2nd class), б - ведущий кочегар (leading stoker), в - старшина- или главстаршина-кочегар (petty officer and chief petty officer stoker); 3 - судоремонтники (shipwright): а - младший специалист 4 класса (и.о.) и 5 класса (artisan 4th (acting) and 5th class), б - старший кузнец, старший водопроводчик и .д. 1, 2, 3 и 4 класса (chief blacksmith, chief plumber etc 1st, 2nd, 3rd, 4th class), в - старший судоремонтник (chief shipwright); 4 - сигнальщики визуальной связи (visual signalmen): а - подготовленный оператор (trained operator), б - сигнальщик 3 класса (visual signalman 3rd class), в - сигнальщик 2 класса, рядовой состав (visual signalman 2nd class, other rating), г - сигнальщик 2 класса, старшинский состав (visual signalman 2nd, chief petty officer and petty officer), д - сигнальщик 1 класса (visual signalman 1 st class); 5 - торпедисты (torpedo): а - матрос-торпедист (seaman torpedoman), б - ведущий торпедист (leading torpedoman), в - ведущий торпедист маломощных торпед (leading torpedoman low power), г - помощник торпедиста-комендора (torpedo gunner's mate), д - рулевой торпедного катера (torpedo coxswain); 6 - фотографы (photographers): а - фотограф (photographer), б - ведущий фотограф (leading photographer), в - старшина- или главстаршина-фотограф (petty officer/chief petty officer photographer); 7 - механики-мотористы (motor mechanics): а - механик-моторист ( motor mechanic), б - главный механик-моторист (chief motor mechanic); 8 - инструктора по физической подготовке и оздоровительным тренировкам (physical and recreational training): а - инструктор ФП и ОТ 2 класса (physical and recreational training instructor 2nd class), б - инструктор ФП и ОТ 1 класса (physical and recreational training 1st class); 9 - служащий лазарета (sick berth rating); 10 - писарь (writer); 11 - кок (cook)
Как все мы знаем, основной денежной единицей Соединенного Королевства является фунт стерлингов (Pound Sterling, обозначается как "£").
Рис.11. Средняя цена на некоторые продукты питания в Великобритании в 1942 году
Денежные средства, получаемые офицерами и адмиралами, складывались из двух составляющих: собственно жалованья (Full Pay), напрямую зависевшего от чина (что называется, "за звездочки"), и денежного довольствия (Allowances), уровень которого определялся занимаемой должностью и специализацией. Расчет обеих составляющих осуществлялся поденно и фиксировался в соответствующем документе Адмиралтейства, именуемом "Pay of the Royal Navy" ("Оплата в Королевском флоте").
Рис.12. Жалованье офицеров и адмиралов Королевского ВМФ (строевой состав)
Для лейтенант-коммандера, коммандера и капитана: графа А - женатые/ вдовые офицеры, графа В - холостые офицеры
Если офицера переводили в основной состав из Королевского военно-морского резерва, то при начислении жалованья для лейтенантов учитывались не только выслуга, но и возраст (рис.13 ). При этом повышение жалованья осуществлялось по принципу "что прежде", то есть в зависимости от того, что наступало раньше - достижение соответствующего возраста или соответствующего стажа. Для всех остальных чинов от лейтенант-коммандера и выше применялась обычная система начисления жалованья согласно рис.12.
Рис.13. Жалованье офицеров Королевского военно-морского резерва, переведенных в основной состав
Жалованье офицеров-специалистов зависело от их специализации и, что вполне естественно, от выслуги.
Рис.14.. Жалованье офицеров и адмиралов инженерной службы Королевского ВМФ
Рис.15. Жалованье офицеров и адмиралов финансовой службы Королевского ВМФ
Рис.16. Жалованье офицеров и адмиралов медицинской службы Королевского ВМФ
Рис.17. Жалованье офицеров стоматологической специализации медицинской службы
Все вышеизложенное касалось строевых офицеров и офицеров-специалистов, получивших образование в соответствующих военных учебных заведениях (например, Britannia Royal Naval College - Военно-морской колледж "Британия" в Дартмуте или Royal Naval Engineering College - Королевский военно-морской инженерный колледж в Манадоне, Плимут).
Рис.18. Жалованье уоррент-офицеров и офицеров, произведенных в чин из уоррент-офицеров
Хотелось бы также упомянуть о службе, занимавшейся воспитательной работой и отвечавшей за духовное состояние военнослужащих - о корпусе капелланов.
Рис.19. Жалованье флотских капелланов
При этом должность капеллана флота (кстати, с фиксированным годовым доходом в 1358 фунтов стерлингов, что всего-навсего соответствовало примерно уровню капитана со сроком выслуги более 9 лет) мог занимать исключительно представитель официальной англиканской церкви. Вероятно, в качестве некоторой компенсации за это католические капелланы вне зависимости от семейного положения получали жалованье с учетом Marriage Allowance.
Рис.20. Денежное довольствие младших офицеров.
В таблице упоминается должностное звание Первого лейтенанта, соответствующее должности старшего помощника.
Рис.21. Денежное довольствие старших офицеров
Рис.22. Денежное довольствие коммодоров и флаг-офицеров
Вышеперечисленные статьи, в первую очередь, касались строевых офицеров, поскольку офицеры-специалисты (инженеры, медики, финансисты и т.д.) имели собственную систему денежного довольствия (не путать с вышеупомянутым "Довольствием специалистов", применявшимся для военных специальностей).
Рис.23. Денежное довольствие офицеров инженерной службы
Рис.24. Денежное довольствие офицеров-финансистов
Рис.25. Денежное довольствие офицеров медицинской службы
Условия выплаты денежного довольствия уоррент-офицерам и офицерам, произведенным в офицерский чин из уоррент-офицеров, отличались от условий оплаты денежного довольствия офицерам "из гардемаринов" (рис.26).
Рис.26. Денежное довольствие уоррент-офицеров и офицеров, произведенных в чин из уоррент-офицеров
Помимо перечисленных, существовали еще иные виды довольствия офицеров и уоррент-офицеров, общего порядка, т.н. "Allowances-General", учитывавшие различные нюансы службы - например, "Подлодочное довольствие" (Submarine Allowances), распространявшееся на офицеров и уоррент-офицеров-подводников; "Гидрографический оклад" (Surveying Pay), выплачиваемый офицерам в дополнение к их жалованью за выполнение гидрографических исследований; "Адмиральское довольствие" (Admiralty Allowances), выплачиваемое на период откомандирования офицера для работы в Адмиралтействе, и ряд других.
Рис.27. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота
Рис.28. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота (продолжение)
Поскольку практически каждый из нижних чинов мог выполнять какую-то работу согласно специализации, то в дополнение к основной ставке он получал определенное вознаграждение (рис.29).
Рис.28. Ставка нижних чинов Королевского военно-морского флота (продолжение)
То есть, если, например, ведущий матрос со сроком службы более 3 лет (ставка 4 шиллинга 4 пенса в день), имеющий один шеврон за безупречную службу (3 пенса в день), выполнял работу наводчика 2 класса (6 пенсов в день), то его суммарный доход составлял 12 х 4 + 4 + 3 + 6 = 61 пенс, или 5 шиллингов 1 пенс в день. Что ж, на фунт говядины, пинту молока и дюжину яиц ему бы хватило. И еще 4 пенса осталось бы на мелкие расходы.
Источники
1) Pay of the Royal Navy. London, 1942. |