ЗАПИСКИ СТАРОГО ПРОВИНЦИАЛА

К.С.Васильев

Интернету

Великому изобретению конца ХХ века

посвящается

 

Сейчас мы не представляем свою жизнь без Интернета. Для многих людей это и место общения, и место работы, и развлечение. Некоторые считают Интернет заразой похуже чумы. Для людей же увлечённых он стал необходимым инструментом и сверхполезным источником информации. Молодые коллеги даже не представляют, как выглядело наше с Вами увлечение в доИнтернетовскую эпоху. Поэтому пользуясь своими стариковскими правами, попробую рассказать об этом времени с точки зрения человека, интересующегося униформологией.

Прежде всего должен признаться коллегам, что у меня в жизни всегда было два увлечения. С одной стороны это униформология, с другой – стендовый моделизм. В разное время и в зависимости от условий на передний план выходило то одно, то другое. На несколько лет (в лихие 90-е) моделизм даже стал профессией. Пришлось поработать продавцом в магазине, торгующем моделями, и торговать моделями через свой сайт в Интернете.

Но вернёмся к предмету моего повествования.

Как любой мальчишка, я в детстве играл в солдатики. Хотя у меня была довольно приличная пластмассовая и цинковая "армия", меня это почему-то мало устраивало. Не нравилось, что все солдатики одеты одинаково. К тому же, я неплохо учился по истории, и понимал, что на "поле боя" бойцы по стойке "смирно" не стоят. Тем более, гимнастёрки и автоматы не сочетаются с линейной тактикой. Поэтому рядом с покупными "полками" постепенно стали появляться самодельные, картонные.  Отсюда уже два шага до начала увлечения униформологией.

А что такое униформология? Это, как известно, вспомогательная историческая дисциплина.  Следовательно, куда направил свои стопы "юный униформолог"? Правильно, в библиотеку. Тем более, что литературы по данному предмету в конце 1960-х–начале 1970-х годов почти не издавалось. Так, иногда, кое-где проскочат отдельные статьи или картинки. Например, в "Мурзилке"! Или в путеводителе по Бородинскому полю.

На моё счастье, в первые послереволюционные годы у нас в Костромской губернии в местных Совдепах сидели очень умные люди. Они сумели поставить дело так, что   остающиеся без хозяев в пустеющих домах дворян и буржуев (про поджоги имений у нас и помина не было) книги и картины не пропали зря, а сразу были реквизированы в местные музеи и библиотеки. Поэтому наша Областная библиотека   обладала немалым собранием ценной исторической литературы. Собственно, и появилась она именно, как хранилище этих реквизированных книг. Там был и хороший отдел иностранной литературы с большим количеством иностранных энциклопедий. К сожалению, в лихие 90-е большАя часть этих сокровищ пропала.

Иногда помогало просто везение. Хотя я и был так называемым "белобилетником", мне удалось подкатиться к полковникам из нашей институтской военной кафедры. Они не только снабдили меня старыми Правилами ношения военной формы, но и помогли проникнуть в Музей военной одежды в Бахчиванджи, который тогда был почти секретным объектом.

Сразу встал вопрос, как знания, с таким трудом добытые, сохранить для себя любимого.   Ксерокопирование для советских граждан было тогда практически недоступным, причём не столько по техническим причинам, сколько по политическим. Власти боялись "самиздата". В частности, в Областной библиотеке ксерокс был, но пробиться к нему было нелегко. С огромным трудом мне удалось снять копию чертежа, который мне нужен был для курсового проекта.

Но комсомольцы не сдаются! Несколько блокнотов с заметками сохранились у меня с той незабываемой поры.

К тому же, раз нельзя скопировать, то можно сфотографировать. Доходы семьи не позволяли мне мечтать о "Зените", но я так модернизировал "Чайку", что можно было  переснимать книги даже в библиотеке. Но это давало только плоховатые серо-тёмно-серые картинки. А в униформе важен цвет. В библиотеку я всегда ходил с большой коробкой цветных карандашей в которую был вложен листок ватмана с образцами цветов. Каждый карандаш имел  обозначение. Сложные цвета обозначались сочетанием этих обозначений. Поэтому на рисунке в блокноте или на фотокопии мне оставалось только проставить код цвета.

Итак, что я получил в результате: корявые (от торопливости) рисунки и таблицы в блокноте и скверные фотокопии.  Значит, надо изображения перерисовать! Тогда я самонадеянно считал, что умею рисовать. Начал со знаков различия из БСЭ 2 изд. Рисовал я на листках ватмана формата А5 (210х148 мм), чтобы эти карточки можно было потом сортировать по надобности. Ура! получилось.

Потом стал обобщать имеющиеся на тот момент сведения по форме Императорской армии.

Из примечаний к энциклопедическим статьям узнал о существовании книги Харитонова "Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Советской Армии". В нашей библиотеке её не было. Но надо! Оказалось, что достать можно. Тогда существовал так называемый МБА – междубиблиотечный абонемент. Подаёшь заявку в свою библиотеку и тебе присылают для работы в читальном зале книгу из той библиотеки, где таковая имеется. Причём БЕСПЛАТНО! Правда на время. Прекрасно, начинаем перерисовывать и её!

К сожалению, искать информацию приходилось в слепую. Пришлось осваивать азы библиографии. К тому времени я уже благополучно окончил институт и поступил на работу в станкостроительное КБ. Не хвастаюсь, но на разработанном тогда с моим участием оборудовании изготавливались (а возможно и до сих пор изготавливаются) детали ко всем советским танкам и БМП, грузовикам КамАЗа и ГАЗа, Нивам, вертолётам Ми-8 и Ми-24 и многое другое. Сим горжусь! Одним из достоинств работы было то, что требовалось довольно часто (раз в два-три месяца) ездить к заказчикам на согласование проектов, а как известно, все дороги в России пролегают через Москву. Да и в самой Москве заказчиков хватало. У меня в кармане всегда лежала заверенная нотариусом копия диплома. Эта бумажка в Москве обладала волшебной способностью открывать двери во все центральные библиотеки, которые в советское время для людей невысшеобразованных были закрыты (иначе никаких залов не хватило бы). Даже в Ленинке, куда тогда допускали только лиц остепенённых (кандидатов, докторов и в порядке исключения аспирантов), можно было попасть в зал каталогов. И времени тоже хватало. Придёшь к заказчику, кинешь ему папки с техническим проектом и дня три гуляешь, пока они разбираются. Пользовался этой возможностью на всю катушку. Если заказчик не в Москве, то на обратном пути на денёк в Москве задерживаешься под предлогом, что билетов не было. Утром в библиотеку, потом в магазин за колбасой и на поезд.

Глаза просто разбегались.  Создал  картотеку книг по униформологии. Списывал туда всё подряд, без особого разбора. И наши исторические книги, например Висковатов, и иностранная форма, и ведомственные Правила. С ксерокопиями было так же плохо, но блокноты наполнялись записями. Потом, дома записи превращались в рисунки. Так, например, появился  альбом по справочнику С.Соважа "Российская Императорская армия". Хотя это было неимоверной наглостью, начал рисовать альбом по Висковатову.

Между тем, обнаружилась ещё одно полезное свойство МБА. Однажды заказал маленькую иностранную книжечку. Прислали не саму книжку, а микрофильм, т.е. негатив фотокопии этой книжки на 35мм плёнке. Прихожу в библиотеку, а мне говорят, что микрофильм прислан мне в подарок!? Оказывается, в советском Министерстве культуры посчитали, что если стоимость изготовления микрофильма меньше стоимости его обратной пересылки, то  проще его подарить читателю. Спасибо! Так моя библиотека пополнилась несколькими микрофильмами. Да и поскольку моя карьера (и зарплата) складывалась вполне успешно, появилась возможность пополнять её и специально заказанными микрофильмами.

Но рисовать не прекращал. Во-первых, микрофильм так просто не посмотришь, во-вторых он черно-белый. А в третьих, был ещё один фактор. Дело в том, что вообще-то мой организм боженька сляпал довольно халтурно, поэтому он регулярно нуждался в серьёзном ремонте. А в больнице делать, грубо говоря, нечего, если не считать чтения. И рисование вполне годится для убиения времени между капельницами, уколами и прочими процедурами. Так появились миниатюры по форме одежды РИА обр. 1907г. (по Шенку). Немало тогда появлялось и прожектов, к сожалению от них сейчас никаких следов не сохранилось.

Но в середине 1980-х произошло событие, которое почти на двадцать лет поменяло основное направление моих увлечений: в столице Донбасса, в Донецке, пустили фабрику игрушек, которая начала выпускать сборные пластмассовые модели английской фирмы FROG. Увлечение стендовым моделизмом на время взяло верх.

Вновь к униформологии я вернулся, когда обзавёлся компьютером и проник в Интернет. Компьютер дал мне в руки новое средство изображения, а Интернет дал мне  доступ к таким источникам ЗНАНИЙ, о которых я ранее не мог и мечтать! Порой я завидую самому себе!

Дорогие молодые друзья, сравните те усилия, которые приходилось мне в молодости прилагать, чтобы получить и сохранить буквально крупицы информации, с тем океаном знаний, к которому Вы можете припасть не вставая с дивана.

Я уж не говорю о возможности общения!

СЛАВА ИНТЕРНЕТУ!

УРА, ТОВАРИЩИ!