Форменный головной убор и должностной нагрудный знак для отдельных работников линейных органов Центрального управления местного транспорта НКПС СССР (1926 год)

 А.М. Волков

 

Посвящается ЕЙ!..

 

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 7 июля 1921 года «Об организации Управления и отделов местного транспорта» в целях объединения руководства и учета всех средств местного транспорта, установления основных принципов его использования и рациональной и единообразной постановки эксплуатации, снабжения и ремонта при НКПС было создано Центральное управление местного транспорта, а при губернских исполнительных комитетах и уездных исполнительных комитетах - отделы местного транспорта.

 
 

Рис. К.С.Васильева

Этим же решением в системе указанных органов НКПС были сосредоточены такие виды местного транспорта как автомобильный, гужевой, трамвайный транспорт, функции по их ремонту, а также погрузочно–разгрузочные операции, экспедиция и хранение транзитных грузов.

Дальнейшее реформирование органов управления транспортом в системе НКПС привело к тому, что к функциям ЦУМТ было отнесено решение вопросов, связанных со строительством и поддержанием в надлежащем состоянии дорог общегосударственного значения, которое непосредственно реализовывалось через окружные управления местного транспорта (ОМЕС).

В связи с этим, с учетом задач, выполняемых ЦУМТом и его органами на местах, в 1926 году было принято решение о введении форменного головного убора и нагрудного знака для его отдельных должностных лиц.

В частности приказ Народного Комиссариата Путей Сообщения от 13/28 апреля 1926 года № Бр424/8543 «Об установлении единообразной формы головного убора и нагрудного знака для штатных линейных агентов ЦУМТ"а НКПС (дормастеров, ремонтеров и мостовых сторожей) на участках шоссейных и грунтовых дорог» предписывал:

 «Объявляя при сем описание утвержденной формы головного убора и рисунок нагрудного знака для штатных линейных агентов ЦУМТ"а НКПС (дормастеров, ремонтеров и мостовых сторожей) на участках шоссейных и грунтовых дорог, - ПРИКАЗЫВАЮ: при изготовлении на местах головных уборов для штатных линейных агентов ЦУМТ"а НКПС в точности руководствоваться объявляемым при сем описанием.

Заготовка и снабжение ОМЕС"ов нагрудными знаками для дормастеров, ремонтеров и мостовых сторожей производится ЦУМТ"ом за счет ОМЕС"ов с расходом по § 9, ст. 4, очередной номер 11.

Приказ ввести в действие со дня получения на месте.».  

К приказу прилагалось утвержденное НКПС «Описание форменного головного убора для штатных линейных агентов ЦУМТ"а НКПС и нагрудного значка для дормастеров, ремонтеров и мостовых сторожей на участках шоссейных и грунтовых дорог» следующего содержания:

«А. ФУРАЖКА – с черным лакированным козырьком. Верх фуражки (тулья) черного сукна с зеленым кантом. Околыш черный такого же сукна с зеленой окантовкой по верхнему и нижнему краю. На околыше прикрепляется металлический путейский значок – топор и якорь из белого металла.

Б. НАГРУДНЫЙ ЗНАК – бляха из белого металла. Носится дормастерами, ремонтерами и мостовыми сторожами, согласно формы, указанной на рисунке.».

Кроме того приказ НКПС содержал «Рисунок должностного нагрудного знака для дорожных мастеров, ремонтеров и мостовых сторожей линейных органов ЦУМТ"а».

На основании этих материалов автором были сделаны прилагаемые реконструкционные рисунки фуражки и нагрудного знака ЦУМТ.

<Увеличить> <Увеличить>

 

Рисунки А.М.Волкова

В заключение следует отметить, что, помимо головного убора и нагрудного знака, приказ НКПС не предусматривал введения каких–либо форменных предметов для работников ЦУМТ.

Вместе с тем, автор не исключает, что официально введенные форменный головной убор и нагрудный знак могли в инициативном порядке носится работниками ЦУМТ с предметами одежды, имеющими форменный вид (френчами, кителями и т.д.), особенно в случаях, если работник переводился в систему ЦУМТ из других подразделений НКПС или из иных ведомств, где существовала «полнокомплектная» форменная одежда.

(Обычай ношения форменной фуражки при цивильном костюме был широко распространен среди  государственных гражданских служащих Российской Империи и лиц, не состоявших на государственной службе, но имевших право на ношение форменной одежды (дворян, инженеров и др.). Эта традиция  частично сохранилась и в первые годы Советской власти, особенно в НКПС, где она была узаконена для некоторых категорий рабочих и служащих и просуществовала до 1943г. – Примечание редакции)

 

Источники: Российский государственный архив экономики, фонд 1884, опись 40, дело 204, лл. 561 – 564.