<На Главную>

 

  ПЕРВАЯ ФОРМА РЕЧНИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

С.В. Кондратьев

15 марта 1879 года Государь Император Александр II высочайше повелеть соизволил: "...вольнонаёмной прислуге, исполняющей обязанности боцманов и матросов на паровых и парусных судах Министерства Путей Сообщений, присвоить однообразную форму одежды как для обозначения их служебного положения, так и для отличия их от матросов других ведомств." После рассмотрения Императором проектных рисунков и описания формы одежды, она была утверждена Министром путей сообщений империи. Можно считать, что с этого Высочайшего Указа и пошла история форменной одежды русского речного флота.

Согласно этому Указу каждому матросу (боцману) судов Ведомства путей сообщений устанавливался следующий перечень предметов форменной одежды:

- фуражка;

Рис. 1. Реконструкция внешнего вида фуражки матросов Ведомства путей сообщений обр. 1879г.

- фланелёвая синяя рубаха;

- суконные брюки;

- зипун;

- нательная рубаха;

- полотняная рубаха;

- брюки;

- дождевая одежда.

В качестве головного убора была определена фуражка-бескозырка из байки тёмно-синего цвета без кантов (рисунок 1).

 

Рис. 2. Вышитая кокарда

 

Сверху тульи крепился помпон. Надо заметить, что наличие этого элемента является нестандартным для русской униформологической традиции. Пожалуй, больше помпоны в истории русского мундира не встречаются нигде. На фуражках матросов и боцманов вместо кокарды (арматуры ведомства путей сообщений) была определена эмблема в виде перекрещенного топора и якоря. Данная эмблема вышивалась в верхней части тульи у боцманов - серебряной мишурой, у матросов - белыми нитками. Внешний вид эмблемы показан на рисунке 2.

 

В качестве повседневной форменной одежды была определена белая полотняная рубаха. Рубаху шили из белёного "фламского" полотна. Воротник (позже его назовут гюйсом) шили из синего кумача. (По В.Далю, хлопчатобумажная ткань, именуемая кумачём могла быть не только привычного алого, но и синего цвета. Прим. редакции.) Никаких полос по краю воротника не было. В углах воротника белыми нитками (причем как у боцманов, так и у матросов) вышивались эмблемы ведомства путей сообщений (рисунок 3).

 
 

Рис. 3. Внешний вид воротника

К рукавам рубахи подшивали синие кумачовые обшлага (тоже без всяких полос), обшлага подворачивали и застёгивали на железную пуговицу чёрного цвета. Рубаху заправляли в брюки и стягивали ремнём поверх брюк. При этом оставляли большой выпуск рубахи, который свешивался и закрывал ремень. Ремень застёгивали на левом боку. С целью предохранения груди от холода и влаги в середине грудного разреза белой полотняной рубахи крепились две завязки из белой тесьмы.

Все суда Ведомства путей сообщений были приписаны к соответствующим Инспекциям, обслуживающим судоходство на каждой реке. На белых рубахах команды пароходов или парусных судов, принадлежащих Инспекции, ниже грудного разреза вышивалось синими нитками название соответствующей реки.

 

Рис. 4. Матрос судна МПС в белой рубахе обр. 1879 г.

 

Белая рубаха носилась с брюками из белёного "фламского" полотна навыпуск. Однако при производстве палубных работ разрешалось носить чёрные брюки, заправленные в сапоги. Чёрные брюки шились из гвардейского черного сукна и застёгивались на две пуговицы.

В качестве нательного белья использовалась вязанная нательная хлопчатобумажная рубаха белого цвета. На речном флоте привычные нам полосатые тельняшки появятся только в 1902 году. А пока на груди белой нательной рубахи синими нитками вышивалось изображение топора и якоря.

Какого-либо различия в форменной одежде палубной и машинной команд судов МПС РИ не было. Внешний вид матроса судов Ведомства путей сообщений в белой рубахе показан на рисунке 4. На рисунке не подшиты синие обшлага.

 
 

Рис.5. Матрос судов МПС во фланелевой рубахе

В качестве "парадно-выходной", а также в холодное время матросам и боцманам судов МПС предписывалось носить фланелевую рубаху, пошиваемую из байки тёмно-синего цвета с двойным воротником. В наружных углах съёмного воротника вышивалось уже известное нам изображение, но, в отличие от белой рубахи, у боцманов топор и якорь вышивался серебристой мишурой, а у матросов - белыми нитками. Обшлага на фланелевой рубахе неоткидные и застёгиваются на две костяные пуговицы черного цвета. На середине грудного разреза (так же, как и на белой рубахе) прикреплены две завязки из чёрной тесьмы. Надпись с названием реки, Инспекции которой принадлежит судно, вышивается на фланелевой рубахе белыми нитками. Темно-синяя фланелевая рубаха носилась с черными брюками и заправлялась таким же способом, как и белая (рисунок 5).

Для ношения в ненастную погоду (дождь, шторм), а также при работе с парусами в условиях тумана для матросов и боцманов была определена "дождевая одежда". Дождевая одежда шилась из парусины, крашенной (варенной) в чёрной краске. По покрою дождевик представлял собой двубортное пальто со стояче- отложным воротником, с двумя прорезными боковыми карманами, прикрытыми клапанами. Обшлага рукавов дождевика - широкие, из того же материала, что и одежда. Длиною дождевик был на два вершка (~ 9 см) ниже колен. Застегивался дождевик на два ряда черных пуговиц, по шесть пуговиц в каждом ряду. В комплекте с дождевиком носилась штормовая шапка из такой же материи, по типу зюйдвестки. При этом дождевики разрешалось шить и из других непромокаемых тканей (например, парусины), исходя из удобства, прочности, а также стоимостных показателей. Покрой дождевиков тоже разрешалось менять, вместо зюйдвесток можно было использовать пришивные или съемные (на пуговицах) капюшоны.

 
Рис.6. Матрос судов МПС в дождевой одежде Рис.7. Матрос судов МПС в зипуне  

Матрос в дождевой одежде показан на рисунке 6.

В холодное время года матросам и боцманам судов Ведомства путей сообщений полагался тёплый зипун из толстого тёмно-синего сукна. По покрою зипун был короче дождевика, имел отложной воротник и прямые обшлага из той же материи, что и зипун. Два боковых прорезных кармана были прикрыты клапанами, кроме этого на груди были два широких прорезных кармана с листочками для обогрева рук в холодное время. Зипун был двубортным, с шестью черными костяными пуговицами на каждом борту. Тёплая подкладка пошивалась из черной байки. На углах отложного воротника вышивались установленные эмблемы: у боцманов - серебряной мишурой, у матросов - белыми нитками. Матрос в зипуне показан на рисунке 7.

Каких-либо упоминаний о тёплых головных уборах для данного личного состава обнаружить пока не удалось.

Таким образом, мы видим, что исторически сложившийся приборный цвет речного флота России - тёмно-синий. Этот приборный цвет продержится на флоте более века. Однако это уже совсем другая история.

 

 

Выражаю огромную признательность автору рисунков к статье Гусенкову К.А.