Нереализованные проекты эмблемы ОАО «РЖД» 2004 года

Л.Н. Токарь

 

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 30 ноября 2001 года № 833 учредило эмблему Министерства путей сообщения РФ.

В связи с образованием ОАО «Российские железные дороги» возник вопрос о символике вновь созданной компании.

Министерство путей сообщения РФ своим распоряжением от 21 сентября 2003 года за № 865-р разрешило ОАО «РЖД» использование отдельных элементов эмблемы МПС РФ: золотого железнодорожного колеса, с двух сторон которого изображены крылья, и золотых диагонально перекрещенных гаечного ключа и молотка.

15 апреля 2004 года ОАО «РЖД» издает распоряжение № 1900-р «Об утверждении Положения о фирменной символике открытого акционерного общества «Российские железные дороги», которым утвердило описание и изображение этой символики.

 

Символика ОАО "РЖД" утвержденная распоряжением 1900-р от 15.04.2004 г.

 

<Увеличить>

 

Фирменная символика ОАО «РЖД» состояла из большой эмблемы ОАО «РЖД» и производных от нее средней и малой эмблемы компании.

Большая эмблема представляла собой комбинацию словесного и графического изображений, включающего аббревиатуру «РЖД», железнодорожное колесо, с двух сторон которого изображены крылья и диагонально перекрещенные гаечный ключ и молоток.

Аббревиатура «РЖД» располагалась по центру над железнодорожным колесом, с двух сторон которого изображены крылья, под которой по центру располагались диагонально перекрещенные гаечный ключ и молоток.

Средняя эмблема представляла собой комбинацию графических изображений, включающих железнодорожное колесо, с двух сторон которого изображены крылья, под которой по центру располагались диагонально перекрещенные гаечный ключ и молоток.

Малая эмблема представляла собой графическое обозначение железнодорожного колеса, с двух сторон которого изображены крылья.

Описание приводится по официальному тексту поэтому простим непрофессионалам незнание таких терминов как «окрыленное колесо», «французский (или в крайнем случае разводной) ключ».

Видимо данная эмблема не совсем удовлетворяла амбициям руководства компании, поскольку, вице-президент ОАО «РЖД» Н.М.Бурносов заручившись поддержкой тогда еще ответственного секретаря Геральдического совета при Президенте РФ А.Г.Цветкова обратился вначале к другу и товарищу Цветкова Уколову Н.И., который подготовил эскизы новой эмблемы ОАО «РЖД» с элементами государственного герба.

 
  Эмблема ОАО "РЖД", представляемая на рассмотрение Геральдического совета вице-президентом Н.М.Бурносовым
 

<Увеличить>

Затем эти варианты были представлены на заключение экспертов Геральдического совета. При этом господин Бурносов просил геральдический совет не рассматривать описанную выше символику компании, направленную на согласование в совет 18.05.2004 года.

Эмблема, разработанная Н.И.Уколовым, уж точно отвечала амбициям руководителей ОАО «РЖД», так как над эмблемой гордо возвышались две головы орла государственного герба.

Эмблема представляла собой фигурный геральдический щит с завитками в головной части. Поле щита темно-синего цвета. Щит окаймлен широкой серебряной каймой со скрепами. Завитки в головной части щита серебряные. В поле щита перекрещенные серебряные молоток и разводной ключ. Щит увенчан серебряным окрыленным колесом. Над колесом возникали две серебряные орлиные головы.

Зная лично Николая Ивановича Уколова можно было с уверенностью сказать, что ничего хорошего из его эмблем не получится, поскольку с основами и историей ведомственной геральдики этот человек просто не знаком. Если проанализировать эскизы проектов его эмблем, то можно понять, что кроме синего цвета Николай Иванович больше ничего не видит в ведомственных эмблемах.

 

Заключение геральдического совета на эмблему представленную вице-президентом ОАО "РЖД" Н.М.Бурносовым.

 

<Весь документ>

 

Кроме того, согласно действующему законодательству, использование элементов государственного герба коммерческими организациями не допускается.

Естественно, что такая символика не могла быть согласована экспертами совета, о чем и было сообщено вице-президенту ОАО «РЖД» Н.М.Бурносову.

 
  Последний вариант эмблемы ОАО "РЖД", представляемой на рассмотрение Геральдического совета вице-президентом Н.М.Бурносовым
 

<Увеличить>

Видимо А.Г.Цветков, в связи с назначением на должность заместителя председателя геральдического совета, посчитал, что мнением отдельных специалистов можно уже и пренебречь, поскольку опять же с его подачи ОАО «РЖД» повторно обращается в геральдический совет настаивая на уколовском варианте эмблеме ссылаясь на то, что в ней не использовано изображение Государственного герба в качестве геральдической основы, две орлиные головы являются отвлеченным элементом не сходным с Государственным гербом, сохранение орлиных голов в эмблеме необходимо для демонстрации, во-первых, традиционной связи железных дорог с государством, во-вторых, решающего долевого участия государства в составе акционеров ОАО «РЖД».

И в этот раз трио Цветков-Бурносов-Уколов не удалось протащить свой вариант эмблемы. Большинство членов совета его не поддержало.

Отголоски желания Николая Матвеевича Бурносова еще не раз встречались в том или ином варианте использования орлиных голов в эмблеме Российских железных дорог, но к счастью реализованы не были.