Проекты знаков различия ОАО «РЖД» 2007 года.

Л.Н. Токарь

 

С приходом нового руководителя ОАО «РЖД» продолжило работу по созданию новой символики, в том числе форменной одежды и знаков различия работников.

 

Письмо вице-президента ОАО "РЖД" Г.В.Корнилова в геральдический совет при президенте Российской Федерации

 

<Весь документ>

 

В мае 2007 года вице-президент компании Г.В.Корнилов обратился с письмом в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации с просьбой оказать содействие в разработке новых знаков различия для новой форменной одежды.

Необходимо отметить, что форменную одежду разрабатывала известный модельер Виктория Андреянова.

Государственный герольдмейстер Г.В.Вилинбахов поручил эту работу автору.

 
  Проект нарукавного знака, выполненный ОАО "РЖД". 2007 г.
 

<Увеличить>

К моменту заключения договора компания имела несколько эскизов нарукавного знака принадлежности, которые и были вначале взяты за основу для дальнейших образцов.

Основными требованиями, выдвинутыми ОАО РЖД, были требования по максимальному использованию в знаках различия фирменных цветов – красного и серебристого (белого), а также полный отказ от погон.

Не воспринимались и пятиконечные звезды в качестве знаков различия, в связи с аналогичностью со звездами Вооруженных сил РФ.

 

Опытные нарукавные знаки, изготовленные ООО "Нева-Прогресс". 2007 г. (Из коллеции автора)

 

<Увеличить>

 

Как уже было отмечено выше, существовал эскиз нарукавного знака принадлежности к компании, поэтому решено было доработать его.

В качестве основных элементов знаков различия было решено использовать рисунок шитья, установленного для МПС по Положению о гражданских мундирах 1834 года – виноградные листья и цепь.

С самого начала работ в качестве партнеров по изготовлению опытных образцов были приглашены питерские фирмы –ООО «Нева-Прогресс» и ОАО «Металлист» в лице их генеральных директоров Антона Борисовича Белякова и Светланы Иосифовны Лощ.

 
  Авторские варианты нарукавного знака. 2007 г.
 

<Все варианты>

Для рассмотрения руководству было представлено несколько вариантов нарукавного знака, однако все они были отклонены с замечанием о чрезмерной перегруженностью знаков и несовершенством формы знака.

Кроме того было принято решение о том, что высший состав вообще не будет носить нарукавного знака принадлежности к компании.

 

Авторские варианты нарукавного знака. 2007 г.

 

<Все варианты>

 

В процессе дальнейшей работе были предложены и другие варианты формы нарукавного знака. В окончательном варианте предложено было остановиться на овальной форме с логотипом компании и наименованием филиала.

В качестве знаков различия должностного положения были предложены два варианта – петлицы и нарукавные знаки.

Вариант с петлицами был отклонен сразу же и было предложено продолжить совершенствование нарукавных знаков различия.

 
  Авторские варианты знаков различия в виде петлиц. 2007 г.
 

<Все варианты>

При этом отклонялась система состоящая из только галунных нарукавных нашивок, предлагалось разработать комбинированные знаки различия. Таким образом, в процессе разработки, заказчик вновь вернулся к идее использования звезд, т.к. другая форма знаков различия его не устроила.

 

Авторские варианты рукавных знаков различия. 2007 г.

 

<Все варианты>

 

Единственным требованием осталось требование резкого отличия от звезд, используемых в ВС РФ.

Варианты были предложены, в том числе и в виде звезд, используемых на погонах и петлицах чиновников Российской империи.

В качестве галунной составляющей нарукавных знаков была предложена система, уже использовавшаяся в гражданских ведомствах – галун особого «гражданского» рисунка для высшего состава, две галунные полоски для старшего состава и одна полоска – для среднего и младшего состава. В одном из вариантов для старшего, среднего и младшего состава предлагалось использовать вместо галунов изображение цепи, но это не встретило поддержки у руководства РЖД.

 
  Авторские варианты базовых нарукавных знаков различия. 2007 г.
 

<Все варианты>

При этом выяснилось, что высший состав компании имеет такую категорию должностей, как вице-президенты. Учитывая, что в этом случае ряд знаков различия увеличивается до шести, было предложено визуально выделить вице-президентов дополнительным элементом на знаках различия, позволяющим очень четко выделить их из основной массы высшего состава. Так родилась виноградная веточка над галуном.

 

Авторские варианты рукавных знаков различия с отработкой формы звезд. 2007 г.

 

<Все варианты>

 

После рассмотрения вариантов заказчиком за основу были приняты нарукавные знаки со звездно-галунной системой, при этом с внешним видом звездочки уже возникла ясность, оставалось лишь довести ее до приемлемого варианта.

Одной из проблем явилось размещение знаков различия на рубашках (блузках), а также на предметах одежды, где на рукаве имеется манжета.

 
  Авторские варианты наплечных знаков различия в виде муфт. 2007 г.
 

<Все варианты>

Первоначальный вариант с размещением знаков различия на погонах-муфтах вызвал резкое неприятие у руководства компании, поэтому от него сразу же пришлось отказаться.

Размышляя о месте размещения знаков различия автор пришел к варианту их нагрудного использования. В данном случае на груди размещалась уменьшенная копия нарукавного знака различия. Идея пришлась по душе заказчику и была внедрена в жизнь.

 

Варианты размещения нагрудных знаков различия. 2007 г.

 

<Увеличить>

 

Не меньших усилий стоила разработка знака на головной убор. Представленный первоначальный классический вариант был отклонен с замечанием, что кокарда напоминает пивную пробку….

 
  Авторские варианты эмблем к головным уборам. 2007 г.
 

<Все варианты>

Далее поступила просьба учесть мнение одного из вице-президентов компании, которому хотелось бы видеть на эмблеме к головному убору изображение локомотива, как на эмблеме 1932 года.

Варианты были предложены, но даже еще в графическом изображении не вызвали симпатии.

Поиски формы кокарды продолжались, единственное, что стало ясно заказчику – это использование на кокарде официально утвержденной символики ОАО «РЖД».

 

Опытные экземпляры кокард, изготовленных ОАО "Металлист". 2007 г.

 

В процессе разработки ОАО «Металлист» изготовило два комплекта опытных кокард ОАО «РЖД», однако в дальнейшем эти варианты не были приняты и комплекты сразу же превратились в коллекционную редкость. Могу добавить от себя, что оба комплекта находятся в ОАО «РЖД».

 
  Технологические образцы ООО "Нева-Прогресс" в процессе отработки внешнего вида звезд и фактуры галунных полосок. 2007 г. (Из коллекции автора)
 

<Увеличить>

По результатам работы был разработан базовый вариант знаков различия:

- нарукавный знак принадлежности к компании в виде овального контура красного цвета на ткани цвета предметов одежды с логотипом РЖД и наименованием филиала;

- знаки различия должностного положения в виде сочетания галунов и звезд на ткани цвета верха одежды с размещением на рукавах или на груди;

- кокарда классического образца с официальными символами ОАО «РЖД».

В дальнейшем при «шлифовке» базового варианта на нарукавных знаках принадлежности были убраны наименования филиалов, звезды претерпели небольшие изменения, а на кокарде появился серебристый технический знак на красном фоне.