Опытные авторские ведомственные знаки различия
Л.Н.
Токарь
Впервые с необходимостью изготовления опытных образцов автору пришлось столкнуться при разработке знаков различия Российской транспортной инспекции в 1995 году. Предлагаемая схема знаков различия предполагала возможность использования галунов с углом направленным вниз.
Второй проблемой была форма и материал погона для ношения на рубашке (сорочке).
Необходимо было опытным путем изготовить такой погон и дать рекомендации по его промышленному производству.
|
|
Опытные экземпляры погон Российской транспортной инспекции. 1995 г. (из личной коллекции автора)
|
|
<Увеличить> |
|
За основу был взять железнодорожный рубашечный погон рядового состава. Его форма и определила внешний вид погон РТИ образца 1995 года.
В процессе работы над опытными образцами выяснилось, что выворотный кант очень хорошо ложиться именно по закруглению, а сам кант, в свою очередь, позволяет сделать ровное закругление, в то время, как укладка галуна по окружности во-первых очень трудоемка, а, во-вторых, все равно не дает ровной линии окружности, что снижает эстетический вид погона.
Изготовление опытного погона на рубашку позволило отработать алгоритм действий и остальных съемных погон РТИ.
Следующее обращение к изготовлению опытных образцов произошло в 1997 году при разработке знаков различия для работников Госкомэкологии России.
В этом случае необходимо было показать руководству службы предлагаемые форму погона и варианты знаков различия «в натуре», поскольку только опытный образец мог передать все нюансы изделий серийных.
|
|
|
Опытные экземпляры погон Госкомэкологии России. 1997 г. (из личной коллекции автора)
|
|
|
<Увеличить> |
Было изготовлено два погона из предполагаемой ткани верха костюма отличающиеся формой и знаками различия. В связи с тем, что на момент изготовления опытных образцов не существовало еще фурнитуры Госкомэкологии, то для создания полной картины на погонах была использована форменная пуговица ГТК России. В данном случае изображение на пуговице никакой смысловой нагрузки не несет.
После демонстрации опытных образцов руководство остановило свой выбор на прямоугольном погоне с закругленным верхним краем с предлагаемыми поперечными полосками и звездами.
Таким образом к этому времени уже сложился общий образ погона гражданских ведомств, который просуществует значительный отрезок времени, а некоторые элементы станут базовыми для погона гражданских чиновников.
При разработке знаков различия для Госветслужбы РФ опять возникли вопросы, которые возможно было решить только лишь имея под рукой опытные варианты изделий.
|
|
Опытные экземпляры погон Госветслужбы России. 1997 г. (из личной коллекции автора)
|
|
<Увеличить> |
|
Так, если с цветом прибора и поля погона для автора была ясность, то цвет канта погона мог быть решен только опытным путем. Для этой цели и были изготовлены несколько вариантов погон с разными по цвету кантами.
Учитывая, что цвет форменной одежды ветеринаров был темно-синий и поле погона предполагалось синего цвета, то при выборе цвета канта необходимо было учитывать цвет кантов и лампасов на обмундировании.
На основе анализа опытных образцов было принято решение о введении кантов зеленого цвета, как указывающего на ведомственную принадлежность к Министерству сельского хозяйства.
Заодно появилась возможность проанализировать внешний вид звезд на основе представленных образцов.
На том этапе в качестве знака различия была принята стандартная пятилучевая звезда, армейского образца. Связано это было с технологическими возможностями предприятий, изготавливающих фурнитуру.
|
|
|
Опытные экземпляры погон водного транспорта России. 1998 г. (из личной коллекции автора)
|
|
|
<Увеличить> |
В этот же период автором предлагаются варианты единого погона для водного транспорта. Предложение сводилось к введению погона единой формы, но с дополнительными различительными элементами.
Так, для морского транспорта предполагалось использовать галунные нашивки с рисунком ромба в средней части верхнего галуна, для речного транспорта – с углом в средней части верхнего галуна.
Кроме того, предполагалось выделить виды флота цветными кантами на погонах: белого цвета – морской флот, голубого цвета – речной флот, зеленого цвета – флот лесной промышленности и природоохранных организаций, красного – рыбопромысловый флот. Темно-синим или черным кантом предполагалось выделить береговые и административные службы всех видов флота.
|
|
Знаки различия Омского командного речного училища. Использована авторская разработка в виде канта голубого цвета. (из личной коллекции автора)
|
|
<Увеличить> |
|
Проект не получил поддержки у руководства Министерства транспорта, однако некоторые элементы этой системы были использованы в дальнейшем и претворены в жизнь хотя бы на практическом уровне. Имеются в виду канты голубого цвета на погонах курсантов и учащихся учебных заведений водного транспорта.
К 2001 году возможности предприятий возросли, что позволило, при разработке знаков различия для Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (впоследствии Роспротребнадзора), попытаться использовать галунное поле на ведомственных погонах.
Первоначально цвет форменного обмундирования для Госссанэпиднадзора предполагался темно-синий, поэтому при изготовлении опытных образцов была предпринята попытка цветового решения поля погона, когда желтый (золотистый цвет) – символизировал цвета карантина, а использование синего цвета – погон цвета ткани костюма.
|
|
|
Опытные экземпляры погон Госсанэпиднадзора России. 2001 г. (из личной коллекции автора)
|
|
|
<Увеличить> |
В процессе обсуждения с руководством ГСЭН сформировалось мнение о погоне цвета ткани костюма с галунным полем, однако вскоре по совету одного из членов Геральдического совета цвет форменного костюма ГСЭН был изменен на бордовый и дальнейшие попытки изготовления галуна соответственного цвета были прекращены.
Крайним случаем изготовления опытных экземпляров явилась разработка знаков различия для Министерства юстиции в 2001 году.
Руководству, кроме эскизов, захотелось увидеть и «живые» предметы, поэтому и была изготовлена подборка знаков различия, которая была представлена заказчику.
|
|
Опытные знаки различия Министерства юстиции РФ. 2001 г. (из личной коллекции автора)
|
|
<Увеличить> |
|
В процессе изготовления образцов выяснилось, что на момент разработки невозможно изготовить погонную ленту с определенным рисунком в связи с техническими сложностями изготовителей. Рисунок галуна погонной ленты возможно было сделать только из узоров уже находящихся в производстве галунов.
Варианты такой ленты и были использованы при изготовлении опытных экземпляров.
Руководителям министерства, привыкшим к зигзагообразному рисунку поля погон высшего состава, поле погона опытных экземпляров высшего состава не пришлось по душе, поэтому проект не был одобрен к серийному производству.
Все опытные экземпляры за исключением опытных экземпляров Минюста в дальнейшем заняли место в личной коллекции автора.
|