<На Главную>
 

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ РЕЧНОЙ ФОРМЫ 1956 ГОДА

 

Кондратьев С.В.

 

Одним из самых неизвестных проектов форменной одежды работников речного флота является проект, введённый постановлением Совета Министров СССР № 546 от 25 апреля 1956 г. «О форменной одежде и знаках различия для личного состава Министерства речного флота».

Можно сказать, что данный проект форменной одежды, несмотря на постановление СМ СССР, объявленное приказом Министра речного флота №125-пр от 3 мая 1956 года, на флоте так и не был реализован.

Особенностью данного постановления было то, что форменная одежда и новые знаки различия вводились только для личного состава Министерства речного флота, непосредственно связанного с эксплуатацией флота, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов. Однако стоит отметить, что в Перечне должностей, для которых вводится изменённая форма и новые знаки различия присутствуют и должности не связанные непосредственно с эксплуатацией флота, например должность начальника военно-мобилизационного отдела.

Стоит заметить, что номенклатура и покрой предметов форменного обмундирования работников речного флота практически не изменились, а вот система знаков различия претерпела значительные изменения.

Рассмотрим систему знаков различия работников речного флота более подробно. В качестве эмблемы на головной убор высшему начальствующему составу речфлота установлена «вышитая эмблема – герб Советского Союза на якоре в виньетке из листьев»; для старшего и среднего состава – «вышитая эмблема - штурвал на якоре в виньетке из листьев». Однако вышитые эмблемы старшего и среднего начсостава встречаются крайне редко, при этом большое распространение получили кокарды, выполненные из металла или комбинированные (рис.1).

Рис. 1. Разновидности кокард старшего и среднего начсостава МРФ обр. 1956 г.(из коллекции С.Кондратьева)

Рис. 2  Эмблема младшего начсостава и учащихся речных училищ обр. 1956 г. (из коллекции С.Кондратьева) Рис.3.  Эмблема рядового состава речного флота обр. 1956 г. (из коллекции С.Кондратьева
<Увеличить> <Увеличить> <Увеличить>

Младшему начальствующему составу была установлена эмблема со следующим описанием «окружность из шнура филиграна, в середине которой расположен металлический штурвал на якоре». Соответственно кокарды из шнура филиграна практически не встречаются, а металлические встречаются как на фотографиях того времени, так и в частных коллекциях (рис. 2). Для рядового состава в качестве эмблемы на головной убор был установлен металлический штурвал на якоре (рис. 3).

Описание фуражек в приказе Министра речного флота №125-пр от 3 мая 1956 года ничем не отличается от описания головных уборов образца 1947 года. Особенностью является то, что в приказе нет упоминания о женских беретах. Однако практика ношения показывает, что женщины на речном флоте после 1956 года носили береты. Внешний вид фуражки старшего и среднего начальствующего состава, а также пример ношения представлен на рисунках 4 и 5.

 
 

Риc.4. Фуражка старшего и среднего начсостава обр. 1956 г.

(из коллекции С.Кондратьева)

 

 

Рис.5. Фуражка старшего и среднего начсостава обр. 1956 г. (фото датировано 1974 г.)

(фото из коллекции С.Кондратьева)

 

 
 

<Увеличить>

 

<Увеличить>

 

Таким образом, мы видим, что в 1956 году на кокардах речного флота образца 1947 года были убраны звёзды с рыма якоря, более никаких изменений не произошло.

В качестве знаков различия для начальствующего состава Министерства речного флота устанавливаются нарукавные нашивки с определённым набором галунов на них в зависимости от должностной категории. Нарукавные знаки различия нашиваются на обоих рукавах тужурки, кителя, шинели и бушлата. Ширина галунов устанавливается:

широкого - 2,8 см,

среднего - 1,3 см,

узкого - 0,6 см.

Верхний галун образует вверху посредине петлю в виде квадрата. Длина наружного края каждой стороны квадрата 3,5 см. Цвет галуна золотой. Интервал (просвет) между галунами 0,3 см.

Начальствующий состав подразделяется на высший, старший, средний, младший и соответственно на 13 должностных категорий. Зависимость количества галунов на знаке различия от должностной категории показана в таблице 1.

Таблица 1. Знаки различия должностных категорий речного флота 1956 года

Категория

Знак различия

младший начальствующий состав

1 категория

1 узкий галун

2 категория

2 узких галуна

3 категория

3 узких галуна

средний начальствующий состав

4 категория

1 средний галун

5 категория

2 средних галуна

6 категория

2 средних и 1 узкий галун

старший начальствующий состав

7 категория

3 средних галуна

8 категория

4 средних галуна

9 категория

1 широкий галун

высший начальствующий состав

10 категория

1 широкий и 1 средний галун

11 категория

1 широкий и 2 средних галуна

12 категория

1 широкий и 3 средних галуна

13 категория

1 широкий и 4 средних галуна

Стоит заметить, что для должностных лиц девятой категории введён нетрадиционный знак с одним широким галуном. Ни до этого, ни позже 9-я категория (капитан судна) никогда не носили таких знаков. Однако анализ ношения форменной одежды показывает, что капитаны судов, в нарушение приказа министра, с 1956 по 1969 годы носили нарукавный знак в виде 4-х средних галунов.

Кроме того, для всего начальствующего состава на нарукавных знаках, в центре петли верхнего галуна устанавливаются серебристые металлические эмблемы по отраслям хозяйства. Эмблемы по отраслям хозяйства указывают на специальности работников речного флота и отражают службы:

1. Два перекрещенных якоря - судовую и эксплуатационную.

2. Перекрещенный якорь и ключ - судомеханическую и механическую.

3. Перекрещенный якорь и топор - путейскую.

4. Якорь и молния - судовую связь и электротехнику.

Внешний вид нарукавных знаков с установленной эмблемой отрасли хозяйства представлен на рисунке 6.

       
       

Рис. 6. Вид нарукавных знаков различия речфлота обр. 1956 г.

(реконструкция Кондратьевой Е.С.)

<Увеличить>

Однако в данном случае мы наблюдаем странный феномен: вид нарукавных знаков различия установлен как постановлением Совета Министров СССР, так и приказом Министра речного флота, но на флоте таких знаков различия никогда не носили. До сих пор ни в одном кино- и фото- документе того периода не удалось найти ни одного изображения таких нарукавных нашивок. Опрос действующих специалистов речного флота (от капитанов судов до начальников управления Министерства) той поры показывает, что никто из речников никогда не видел и знал о существовании таких знаков различия!

Примеры ношения нарукавных знаков различия специалистами речного флота образца 1956 года показаны на рисунках 7,8,9 и 10.

Рис.7. Капитан судна Рис.8. Диспетчеры пароходства Рис.9. Экипаж судна "Кузьма Минин" Рис.10. Экипаж судна  "Алексей Толстой"
<Увеличить> <Увеличить> <Увеличить> <Увеличить>

Таким образом, анализ многочисленных фотографий показывает, что на знаках различия должностные лица начальствующего состава речного флота эмблем не носили. Рядовому составу нарукавные знаки различия были не положены.

 

Рис.11.  Курсовки учащихся речного училища обр. 1956 г.

 

<Увеличить>

 

Для учащихся речных училищ на левом рукаве шинели и рубахи были установлены нарукавные знаки в виде угла из зеленого сукна шириной 5 мм. Количество углов на рукаве указывает курс, на котором обучается учащийся. Внешний вид таких курсовок показан на рис.11 (судоводительского, судомеханического, электромеханического и путейского гидротехнического отделений).

Однако найти подтверждение, что такие курсовки реально носились учащимися речных училищ пока не удалось.

На описании форменной одежды учащихся речных училищ закрытого типа стоит остановиться более подробно.

 

 

 
 
 
  Рис. 12. Курсант в суконной рубахе Рис. 13. Эмблема, нашиваемая на воротниках шинели и рубахи учащихся речных училищ Рис.14.Курсант в шинели
  <Увеличить> <Увеличить> <Увеличить>

Особенностью форменного обмундирования учащихся стало введение вместо форменки и голландки тёмно-синей суконной рубахи (летней из белой хлопчатобумажной ткани) с двумя накладными карманами и отложным воротником (рис.12). Пока найти такой артефакт в частных коллекциях не удалось.

Для ношения на воротниках рубахи и шинели учащимся речных училищ закрытого типа была установлена специальная эмблема в «виде якоря из жёлтого металла с накладными металлическими буквами «РУ» (речное училище) серебряного цвета». Обнаружить такие эмблемы в металле или на снимках автору пока не удалось, в беседах с речниками, учившихся в речных училищах того периода, выяснить были такие эмблемы или нет тоже не удалось. Никто не сумел их вспомнить. Внешний вид такой эмблемы показан на рис. 13.

Скорее всего, данные эмблемы были созданы по аналогии с эмблемами в петлицы и на головные уборы учащихся речных училищ Российской Империи. Внешний вид таких «императорских» эмблем из Каталога оптовых и розничных цен фирмы–производителя арматуры представлен на рис.15.

   

 

Рис.15. Эмблемы в петлицы и на головной убор учащихся речных училищ РИ

 

Однако, в отличие от советских эмблем, доказательств повсеместного ношения эмблем в речных училищах предостаточно (рисунки 16).

Рис.16. Примеры ношения эмблем учащимися речных училищ РИ

<Увеличить>

Еще одним парадоксом форменной одежды речного флота образца 1956 года может считаться пряжка ремня рядового состава и учащихся речных училищ. Бляха ремня устанавливается золотого цвета (весь серебряный приборный цвет в 1956 году заменяется золотым), на бляхе – эмблема в виде якоря. Но самое странное, что в приказе бляха вводится овальной формы (рис. 12 и 14). Никогда, ни до, ни позже овальных блях на речном флоте не было. Кроме того, и в этот период промышленность страны не производила пряжек такой формы. Внешний вид пряжки ремня рядового состава и учащихся речных училищ закрытого типа министерства речного флота образца 1956 года представлен на рис.17. Однако ни о каких овалах речь идти не может.

 
 

Рис.17. Пряжка ремня МРФ

 

<Увеличить>

Таким образом, мы видим, что приказ Министра речного флота №125-пр от 3 мая 1956 года на флоте реализован не был. Какие-либо архивные нормативно-правовые акты об отмене (или в изъятие) этого приказа исследователями пока не обнаружены, следовательно, данный приказ можно считать очередным казусом отечественной униформологии.

Данный нереализованный проект формы одежды продержался на флоте 13 лет и будет отменён только в 1969 году, однако, это совсем другая история.

 

Автор выражает глубокую признательность Васильеву К.С., Токарю Л.Н., Кондратьевой Е.С., Синёву В.В. и всем кто помогал мне в работе над статьёй.