<На Главную>
 

 

ПЕРВЫЕ ПОГОНЫ ВЫСШЕГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ

Автор Леонид Токарь

 

Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РСФСР была образована Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1990 г. N 378.

Главными задачами Российской транспортной инспекции являлись осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, а также лицензирование перевозочной, транспортно - экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, в пределах компетенции Министерства транспорта РСФСР.

Российская транспортная инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами:

осуществляла на территории РСФСР, а затем и РФ, в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением концернами, союзами, ассоциациями, объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и предпринимателями законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования транспортно - дорожного комплекса;

обеспечивала при выдаче лицензий создание условий для нормального функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой транспорта, а также защиту интересов потребителей, пользующихся транспортом и путями сообщения.

Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. Российская транспортная инспекция была упразднена, а ее функции переданы Управлениям государственного автодорожного надзора вновь созданной Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 

Восьмого декабря 1995 года был подписан приказ министра транспорта Российской Федерации № 105 «О форменной одежде и знаках различия для работников Российской транспортной инспекции».

Этим приказом в качестве знаков различия  для ношения на куртке повседневной шерстяной и рубашке верхней повседневной устанавливались погоны.

Форменная одежда высшего состава Ространсинспекции

Рис. автора

В связи с необоснованными требованиями министерства обороны, при согласовании форменной одежды и знаков различия, погоны пришлось наименовать наплечными знаками различия.

Наплечные знаки различия представляли собой четырехугольник с закругленным верхним краем. Боковые стороны суживаются к верху. Размеры наплечных знаков: длина 14-16 см, ширина внизу 5-см, вверху – 4 см.

Наплечные знаки предписывалось изготавливать из рубашечной или костюмной ткани. На поле знаков располагались галуны согласно должностной категории и эмблема Ространсинспекции. Нижний край нижнего галуна располагался в 0,5-1 см от нижнего края наплечного знака, расстояние между галунами – 2 мм. В 0,5-1 см от верхнего края галуна крепилась эмблема Ространсинспекции. Наплечные знаки для куртки повседневной имели окантовку синего цвета по всем сторонам, кроме нижней. Пуговицы на наплечных знаках золотистого цвета диаметром 15 мм с эмблемой Ространсинспекции – для старшего и младшего состава и гербом Российской Федерации – для высшего состава.

На обратной стороне наплечных знаков имелся хлястик и перемычка для крепления их к форменной одежде.

После подписания приказа возник вопрос об изготовлении погон. И если погоны для старшего и среднего состава должна была изготовить фирма «Лентрейд», то для изготовления знаков различия высшего состава изготовителя было найти труднее в связи с состоянием дел в этой отрасли.

Центральный экспериментально-производственный комбинат (ЦЭПК) был ориентирован на изготовление знаков различия исключительно для министерства обороны и был неподготовлен к изготовлению погон неизвестного им ассортимента в малых количествах.

На других производствах также не была отработана технология изготовления погон с таким изгибом галуна и выворотным суконным кантом. И если еще кант можно было выполнить по имеющимся технологиям, то изгиб галуна можно было изготовить только вручную.

Все эти трудности привели к тому, что первую партию погон для высшего состава всех регионов выполнил автор, как разработчик знаков различия.

В связи с тем, что погоны изготавливались вручную они имеют неповторимые особенности, которые позволяют легко идентифицировать погоны первого и второго типов.

Погоны высшего состава первого и второго типов к куртке повседневной шерстяной имели общие отличительные признаки и в то же время отличались друг от друга.

 

Фото1. Погоны высшего состава РТИ первого типа к куртке повседневной шерстяной (из коллекции С.Б.Королева)

 

Перемычка и хлястик на погонах вырезались ножницами вручную из дублированного черного приборного сукна (фото.1б). Поэтому даже на одной паре погон хлястики могли быть разной ширины и, естественно, не идеально ровные. К нижней части погона эти детали пришивались нитками серого цвета, а сшивались половинки погона между собой нитками синего цвета.

На лицевой стороне погона просвет между галунами не имел одинаковых расстояний, что опять таки было связано с ручным способом изгиба. Галун использовался латунированный.

Для вышивки эмблем на погонах был привлечен военный реконструктор Е.Данилов. Первые эмблемы вышивались им методом мишурной вышивки. Мишурная нить использовалась от офицерских парадных аксельбантов. Рисунок трафарета для вышивки разрабатывал Евгений, базируясь на рисунке из приказа. Исходя из этого эмблема получила неповторимые индивидуальные признаки (фото.1а).

Ручная вышивка не позволяла изготавливать достаточного количества эмблем для соблюдения сроков изготовления погон, поэтому возникла необходимость поиска других вариантов изготовления эмблем на погонах.

 

 

Фото 2. Погон второго типа высшего состава к куртке повседневной шерстяной (из коллекции автора)

Для решения этой задачи была привлечен руководитель Санкт-Петербургской фирмы «Нева-прогресс» А.Б.Беляков. Он предоставил образцы машинной вышивки эмблемы, которая в целом копировала эмблему вышитую вручную, но была выполнена люрексовой нитью на машине (фото.2). Эта эмблема и стала использоваться при изготовлении оставшихся погон.

Сейчас за давностью событий сложно назвать абсолютные цифры количества изготовленных погон первого и второго типа, но можно с уверенностью сказать, что погон первого типа было изготовлено не более тридцати пар и не более пятидесяти – погон второго типа.

Из этого количества наибольшее число приходится на погоны с одним широким и двумя средними галунами, что связано с тем, что эта категория погон предназначалась для заместителей Главного транспортного инспектора России и руководителей отделений РТИ 1-го и 2-го разряда.

К отделениям 1 разряда относились отделения в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках в составе Российской Федерации, а также в городах и областях, отнесенных постановлением Президиума Верховного Совета и Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 4249-1/1042 к первой группе по оплате труда работников органов представительной и исполнительной власти.

К отделениям 2 разряда относились отделения в краях и областях, отнесенных ко второй группе по оплате труда работников органов представительной и исполнительной власти.

К отделениям 3 разряда относились отделения в автономных округах и Кавминводское территориальное отделение.

 

Фото 3

 

Погоны для Главного транспортного инспектора Российской Федерации изготавливались только в единичном экземпляре и только первого типа.

Существует одна пара таких погон второго типа, которая находится в личной коллекции разработчика. Однако сразу же нужно оговориться, что эта пара и предназначалась как образец погона для коллекции, в связи с чем на них и использовалась имеющаяся тогда эмблема второго типа (фото 3).

Погоны к рубашке, в связи с отсутствием канта на них, изготавливались путем склейки между собой. На лицевой стороне погон первого типа предусматривалось крепление металлической эмблемы РТИ (фото 4), на погонах второго типа вышивалась машинным способом эмблема, идентичная эмблеме второго типа на погонах к куртке шерстяной.

Отличительной особенностью погон к верхней рубашке является то, что хлястик и перемычка изготавливались и полихлорвиниловой пленки синего или белого (для погон к белой рубашке) цвета (фото 5).

В дальнейшем заказы на изготовление погон руководители отделений размещали в местных ателье и все эти разновидности отличались от первых погон высшего состава РТИ.

 
Фото 4. Погоны высшего состава РТИ первого типа к верхним рубашкам серо-голубого и белого цвета (из коллекции С.Б.Королева)   Фото 5. Оборотная сторона погон высшего состава РТИ первого и второго типов к верхним рубашкам (из коллекции С.Б.Королева)
 
 
<На Главную>